24 марта: «Без кино и фонаря настоящей избы и быть не может»

Фото: похороны убитой кулаками комсомолки Веры Карасевой в станице Белая Глина. 21 декабря 1929 г. на Мамоновской сотне, в избе-читальне проходило собрание бедноты. После собрания выступила с критикой живая газета «Красная блуза», в которой участвовала Вера Карасева. После выступления выстрелом в окно ее убили.

 

Изба-читальня. Сейчас в интеллигентных семьях так в шутку называют туалет («Эй! Ты чего там заперся? Опять избу-читальню устроил?»). А во второй четверти ХХ века – с послереволюционных времен и до 1950-х годов – это была очень серьезная вещь. Избой-читальней назывался центр просвещения на селе, что-то среднее между домом-культуры, библиотекой и клубом. Заведующий избой-читальней – «избач» — выдавал книги и газеты, занимался ликвидацией безграмотности (в самом широком смысле), ставил агитационные спектакли. Работа была напряженная и даже опасная – особенно в 1920-е годы, в период сильного социального расслоения в деревне, подготовки к коллективизации и ее проведения. Избачи пропагандировали ценности новой, советской власти и запросто могли получить пулю от ее противников – например, кулаков.

В марте 1927 года в Москве проводился первый Всесоюзный съезд избачей. Этот репортаж с него был опубликован 24 марта – ровно 91 год назад.

«ИХ НАГРУЗКА

– Ну и наваливают же нам работки! На совесть! – весело сказал избач-комсомолец, подвигаясь во время перерыва из зала в буфет.

Действительно, нагрузка такая, что… посудите сами.

Наркомпрос видит в избаче проводника просвещения в широкие массы.

Наркомздрав рекомендует избачу оживить работу по охране здоровья населения.

Наркомзем уверяет, что главное занятие избача – агропропаганда и искоренение сельскохозяйственной безграмотности.

Представитель Реввоенсовета* заявляет, что особое внимание избача должно быть обращено на работу по военной подготовке мужской молодежи и санитарной подготовке женщин.

И здесь же безмолвно, но выразительно агитируем своими моделями Осоавиахим**, призывает плакатами комиссия по ликвидации неграмотности, кряхтит об усилении радиолюбительства громкоговоритель… Здесь же – кинопередвижка. Здесь и волшебный фонарь… Всем своим видом они стараются доказать, что без кино и фонаря настоящей избы и быть не может.

… Первый съезд избачей проходит с необычайным подъемом. И до сих пор еще продолжается самотек представителей с мест. Едут не только избачи, едут и руководители «красных уголков».

Красный уголок, это – первичная ячейка сельской культуры, это – где-нибудь в сторожке – кружок молодежи со старым номером газеты и пачкой книг по политграмоте.

Но кружок этот энергично отстаивает свое право на существование.

Безусый представитель такого кружка из Псковской губернии говорит:

— У нас в деревне три года тому назад верили, что через наговор можно болезнь вылечить и молоко у коров отнять. А теперь смеются. Теперь мы семена турнепса стараемся выписать, чтобы корнеплоды разводить.

— Три, четыре года тому назад, — вмешивается в разговор сибиряк, — мы агитировали за трактор. А теперь… какая там агитация! Все машины, которые на госсельскладах имеются, расхватывают. Мы следим только за тем, чтобы машины попадали в надлежащие руки. Чтобы не завладевало им в своих выгодах кулачье.

Таков рост культурности нашей деревни.

М.А.»

* Революционный военный совет республики (РВСР, Р. В. С. Р.) – высший коллективный коллегиальный орган управления и политического руководства Вооруженными Силами РСФСР и СССР в 1918 – 1934 годах.

** Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (сокращённо ОСОАВИАХИМ) – советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая с 1927 по 1948 годы. Миллионы молодых людей получали в ней в свободное от работы время военную подготовку, учились стрелять, прыгать с парашютом, оказывать медицинскую помощь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *