Бутырский хутор – очень сложный район. Он зажат между Октябрьской, Савеловской и Рижской железными дорогами, треть его занимает промышленная зона. В середине семидесятых его начали застраивать жилыми домами. Эта статья, опубликованная ровно 42 года назад – 23 марта 1976 года – рассказывает, как пытались справляться с главной проблемой района, постоянным шумом.
«АНСАМБЛЬ ДМИТРОВСКОГО РАЙОНА
Проект застройки двух микрорайонов Бутырского хутора разработан коллективом мастерской №7 «Моспроекта-1», возглавляемой народным архитектором СССР И. Ловейко. Он одобрен градостроительным советом Главного архитектурно-планировочного управления Москвы, получив высокую оценку специалистов.
Жилые и общественные здания возведут на трехкилометровой полосе земли, являющейся сегодня коридором для линии электропередач. Ее намечается заменить подземным кабелем.
Территория проходит вдоль железнодорожной линии Савеловского направления и Дмитровского шоссе.
Микрорайоны с правой стороны Дмитровского шоссе, если смотреть из центра города, образуются шестью группами 14 – 16-этажных домов, спроектированных на основе изделий Единого каталога. Эти здания имеют Г-образную в плане форму, что позволяет создать хорошо озелененные и благоустроенные просторные дворы. <…>
На левой стороне Дмитровского шоссе между существующими жилыми домами построят более высокие административно-общественные здания. Это позволит объединить застройку в красивый динамичный ансамбль. <…>
Но самой сложной задачей оказалось создание надежной защиты застройки от шума, исходящего от железной дороги и шоссе и значительно превышающего санитарные номы.
В качестве заслона архитекторы используют двухъярусную эстакаду, которая сплошной лентой протянется на всю длину микрорайонов, вдоль железной дороги. <…> В первых двух ярусах защитного барьера предполагается разместить гаражи и стоянки для автомобилей, склады. Здесь проложат и дорогу для доставки грузов в магазины и предприятиям службы быта. В перспективе в эстакаде намечено устройство пневматической системы удаления мусора.
Крыша платформы станет широкой прогулочной площадью – эспланадой. На ней устроят подъезды для транспорта и четырехметровый шумозащитный барьер.
Вдоль эспланады предполагается строительство сплошной цепи двухэтажных общественных и торговых зданий, которые будут служить еще одним барьером на пути шумов. В этих зданиях разместятся универмаг, универсам, мастерские бытового обслуживания, столовые, кафе, ресторан, поликлиника, музыкальная и две общеобразовательные школы. Школы спланированы так, что классы выходят на тихую сторону, а блок общественных помещений стоит на эстакаде.
Самым шумным местом является подъезд к микрорайону со стороны путепровода, под которым проходит линия Октябрьской железной дороги. Поэтому здесь намечено возвести высотное здание гостиницы с надежной звукоизоляцией. Несмотря на то, что дом примет на себя удар шумовой волны, закрыв ей путь внутрь кварталов, в нем будет обеспечен высокий комфорт для гостей нашего города…
В. Гусев»