Обезличка. Любимое ругательство начала 1930-х годов – наряду с «рвачеством», «оппортунизмом», «двурушничеством» и прочими политизированными ярлыками. Вообще-то это термин, относящийся к обслуживанию городского транспорта. В 1930 году решили, что когда к паровозу или трамваю постоянно прикреплена конкретная бригада, это плохо: когда у машиниста выходной, и транспортное средство простаивает. Нужно, чтобы машину обслуживали сменяющиеся бригады. Назвали новый порядок вежливым словом «обезличивание». А потом пришли к выводу, что из-за этого начинается безответственность и халатность. И для этого уже придумали другое слово – «обезличка», и с нею начали бороться. Эта заметка об одном из эпизодов борьбы вышла ровно 87 лет назад – 1 апреля 1931 года.
«ТРАМВАЙНОЙ ОБЕЗЛИЧКЕ ПРИШЕЛ КОНЕЦ: ТРАМВАЙ НАЧИНАЕТ РАБОТАТЬ ПО-УДАРНОМУ
Обезличка тормозила пятилетку трамвайного хозяйства Москвы. Вагоны, как беспризорные, бродили по паркам. Сегодня они ночевали в Пресненском, завтра попадали в Октябрьский. Вагоны искали хозяина. Но его не было. Совершив каждый новый рейс, вагон бежал под новым глазом вагоновожатого и кондуктора. Иногда не бежал, а просто тащился.
Старая производственная система, вредительство и оппортунистическое руководство душили работу трамвая. Петлей вокруг Октябрьского парка ложились 346 январских прогулов и 155 опозданий вагоновожатых и кондукторов. Трамвай «подводил».
Не так давно под руководством парторганизации перестроили свою работу. Ключом забила общественность. И сразу начался сдвиг. <…>
У молодого ударника вожатого Андрюши Хрулькова вагон бежит мягко и плавно. Кондукторша Клубничкина – комендант вагона предупредительно и ловко отрывает белые билетики, выкрикивая название остановки. Шестнадцатую линию, связывающую центр с заводами-гигантами, обслуживает молодежь. Шестнадцатая – ударная, комсомольская.
Пятьдесят пять таких Хрульковых и Клубничкиных работают на ней. Отобраны лучшие. Шестнадцатая справляет сейчас первый праздник. За март не отмечено ни одного прогула и опоздания. Вагоны дали повышенный километраж: они пробегали 12,6 клм в час. Норма перевыполнена. За линию теперь отвечает весь комсомол Октябрьского парка.
Хрульков ночи не спит. Он – вместе с молодежной ударной агитбригадой – штурмует прорыв. Прогульщикам теперь не стало прохода в парке. Первого и пятнадцатого числа у ворот выставляется огромная черная фанерная бутылка, которую обнимает нарисованный пьяница. Через маленькое окошко кассир просовывает пачку денег прогульщику, прячущему голову в воротник. Тем временем агитбригада проводит инсценировку, клеймящую летунов, прогульщиков, рвачей…
А результаты? Кривая прогулов заметно снизилась. В марте не вышло на работу только 36 и опоздало 42 человека. Вместо 38 февральских наездов сделано всего 4.
Октябрьский парк перестраивается. Собственно, «парка» уже нет. Теперь есть депо и служба движения. Каждая служба имеет свою контору, ячейку, местком и свой самостоятельный промфинплан. Связь между двумя службами – через соревнование.
Обезличке пришел конец. Вагон теперь уже не бродит по паркам. Он знает свой дом. За ним следит прикрепленная бригада, отмечает болезни в паспорте и вовремя ставит «на канаву».
В ремонтных мастерских новый порядок. У каждой бригады с 1 апреля будет свой промфинплан. Каждая бригада должна дать высокий километраж и повышенное количество перевезенных пассажиров.
Трамвайное хозяйство Москвы реорганизуется. Нужна ответственность за каждый участок. Весь подвижной состав подбирается по серийности. Вагоновожатый и кондуктора – вместе с вагонами разбиваются на три маршрутных группы. Группы подбирается по стажу, квалификации и системе. Каждая группа закрепляется за линиями <…>
Решение МК ВКП (б) и Моссовета о реорганизации трамвая нашло живой отклик в массах.
Октябрьский парк ведет работу по-боевому. Перестройка улучшает трамвайное движение. Ее надо быстрее закончить. Московский пролетариат ждет образцового трамвая.
Н.К.»
*На фото парад трамваев в Москве. Антон Гердо, «Вечерняя Москва»