Как известно, советский сервис был весьма ненавязчивым. Особенно в торговле. Очереди в магазинах, замотанные хамоватые продавцы… Тем не менее на этом фоне бывали неожиданные инициативы. Однажды в Москве организовали прямо-таки буржуазную роскошь – доставку хлеба на дом. И это – в суровое время тотального дефицита и сосредоточенности на строительных проектах в ущерб бытовому комфорту! О этом сообщила наша газета ровно 85 лет назад – 28 января 1933 года.
ПРЯМО К СТОЛУ: ХЛЕБ НА ДОМ
Кое-где в Москве практикуется доставка хлеба на дом. Опыт оправдался. Теперь перешли к этой системе базы: №1 «Коммунара», №2 Октябрьского ОП, №3 Бауманского, №4 Ленинского и №3 Пролетарского.
Сейчас получают хлеб на дом уже около 1000 семей. Как это производится? Семья сдает все хлебные карточки* на базу. База выписывает на семью абонементную карточку, в которой указано, сколько всего хлеба в день должна получать вся семья. Вслед за тем хлебные карточки передаются в контрольное бюро, чем устраняется возможность всякого рода злоупотреблений.
Абонементная карточка остается на базе. По ней хлеборез отрезывает и отвешивает хлеб, который затем упаковывается. Вместо того, чтобы расходовать каждый раз пакеты, сейчас заведены специальные мешочки, которые возвращаются, стираются и снова идут в дело.
По этой же абонементной карточке (на ней имеется подробный адрес владельца абонемента) разносчик разносит хлеб. На этой же карточке получатель расписывается ежедневно в получении хлеба.
Расплата за хлеб сейчас производится здесь же на месте. Это неудобно. Разносчик задерживается, у получателя хлеба часто не бывает мелочи, у разносчика – сдачи. Идут менять к соседям.
С 1 февраля одна база переходит в виде опыта на систему авансов. Владелец абонемента вносит сразу рублей десять. В конце месяца делается подсчет. Разница доплачивается или перечисляется на следующий месяц.
За доставку хлеба на дом с каждого едока взимается в месяц по 65 коп. Это окупает расходы по доставке. Разносчик получает сдельно с килограмма доставленного хлеба.
Разносчик работает по расписанию. Владелец абонемента получает хлеб каждый раз в определенный час дня.
В связи с тем, что задержалось печатание абонементов, а большинстве жителей в районе деятельности баз (главным образом в рабочих поселках) уже прикрепило свои карточки к булочным, доставкой хлеба на дом охвачено пока небольшое число трудящихся и их семей.
Желающих гораздо больше. В МСПО** приходит масса народу, в том числе представители от общежитий и различных организаций с просьбой доставлять им хлеб на дом. Того же требуют в многочисленных письмах пайщики.
В феврале на доставку хлеба на дом будет переведено 10 баз. Пока доставкой хлеба занимаются продуктовые разносчики. В дальнейшем, по мере расширения этой работы, предполагается завести специальный штат хлебных разносчиков.
В феврале же решено начать доставку хлеба на дом прямо из булочных. Первым таким магазином намечена булочная №85 Замоскворецкого района.
В феврале предполагается увеличить число абонентов доставки на дом в 8 – 10 раз. Но и этого будет недостаточно.
Работу по доставке хлеба на дом – и опытную, и производственную – надо расширить еще больше. Ленинград поставил себе контрольную цифру на этот год в 180 тыс. семей. Москва не должна отставать.
С. Павлов
*С 1929 по 1935 годы в СССР действовала централизованная карточная система. Карточки первой категории предназначались для рабочих, которые могли съесть в день по 800 г хлеба (членам семьи полагалось по 400 г). Служащие относились ко второй категории снабжения и получали по 300 г хлеба в день (и по 300 г на иждивенцев). Третьей категории – безработным, инвалидам, пенсионерам – полагалось по 200 г.
** МСПО – Московский союз потребительских обществ.