29 января: «Напор, напряжение,.. темп вошли в его извозчичье, запутанное вожжами… тело»

Тридцатые годы. Уже строится метро, но еще работают последние извозчики, осколки XIX века.

Эту картинку мы знаем хотя бы по «Песне старого извозчика» (1935), ставшей шлягером в исполнении Леонида Утесова. Там кучер обращается к своей лошадке: «Чтоб запрячь тебя, я утром направляюся/ От Сокольников до Парка на метро». А вот другое изображение той же самой коллизии – в исполнении корреспондента «Вечерней Москвы». Этим корреспондентом был Евгений Габрилович (1899 – 1993), впоследствии знаменитый киносценарист (фильмы «Машенька», «Два бойца», «Начало», «Монолог», «Странная женщина»). Заметка вышла ровно 86 лет назад – 29 января 1932 года.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ОДНОЙ ПРОФЕССИИ

С рассветом Сергей Иванович входил в сарай. <…> Впрягшись в оглобли, мотая головой, Сергей Иванович выволакивал сани во двор.

Он надевал овечий шарф и шапку на меху собаки. Он запрягал самую дрянную лошадь. Он выезжал на улицу.

Он ехал не спеша. Собаки лаяли на его сани, распертые годами и нищетой – сани с пробитым дном и с залатанной полостью*. Сергей Иванович тер себе уши. Он хлопал в ладоши над животом и над крестцом – старинные аплодисменты извозчика. <…>

Он не имел собственной лошади. Он батрачил у хозяина и должен был привезти за день пятерку <…>

Его нанимал первый пассажир. Это был утренний пассажир, ранний седок, стремившийся провезти за четвертак кровать, стол, мануфактуру. <…> Потом Карташев возил комоды, доски, железо <…>

Днем становилось трудно. <…> Его сани – отрепье из дерева и железа, его шапка из собаки, его лошадь из дыр и из шерсти пугали купцов и франтов. Только попы и гимназисты садились, оглянувшись, в его пробитые сани <…>

Вечером становилось легче. Тускло горели фонари, не видно было ни заплат на санях, ни шерсти на лошади. Карташев сходил в суматохе за лихача <…>

Карташев приезжал домой, не доработав рубля. <…> Хозяин оставлял его без щей в знак штрафа. Карташев ложился спать. Он ложился вместе с другими извозчиками в избе, где всегда больше народу, чем кажется спервоначалу. Спали повсюду. Ноги лежали на полу, на лавках, на печи, на полатях. <…>

Профессия извозчика умерла. Она умерла на Западе. Извозчик слезает с козел в Германии, в Швейцарии, в Австрии. <…> Извозчик ищет работы. Он хочет быть слесарем. Нет. 1800000 безработных слесарей. Извозчик хочет быть шофером. Нет. Полтора миллиона безработных шоферов. Он идет в столяры. Нет. Два миллиона безработных столяров <…>

Профессия извозчика доживает свои дни и у нас. <…> Извозчик ищет работы. Где? Как? Посмотрим жизнь Карташева, начатую нами. <…>

Карташев скакал двадцать лет. Но вот профессия кончилась. Карташеву было 38 лет, но он умел лишь дергать вожжами. Побродив по землякам, Карташев поступил грузчиком в автобазу Мостранса. Карташев грузил муку, он ездил ночью на грузовике.

Карташев был неграмотен, его вовлекли в кружок ликвидации неграмотности. Отгрузив муку, Карташев бормотал теперь «а», «б», «в», захлебываясь в слогах. Прошло три месяца, его выдвинули в мойщики и в сторожа. Карташев провез сквозь всю свою жизнь любовь к сну, к почесыванью, к лени. Он не успевал мыть машин, он засыпал, едва надев сторожевой тулуп. Его обтесывали собраниями, общественным порицанием, индивидуальными беседами. Его тянули к машине, к действию, к волевому усилию. Его вовлекли в кружок автостроения. Карташев чертил. Карташев учился цилиндрам, коленчатым валам, карбюратору. Он шептал «свечи, магнето, конус» бородатыми губами, знавшими доселе лишь «тпру» и «но». Он заседал в кружке текущей политики. <…> Он учился. Он учился.

Он учился. Ему было 40 лет, его приставили учеником к слесарю. Он учился ножовкам, кронциркулям, напильникам, рабочим словам, индустриальным шумам. Он прошел сквозь сквозные, штурмовые, буксирные бригады**, сквозь ударные рейды, сквозь авралы, тревоги, ночные смотры. Напор, напряжение, работа, темп вошли в его извозчичье, запутанное вожжами и постромками тело. Он стал пролетарием. Он стал общественником.

Он писал в стенгазету, подписываясь «Муравьев». <…> Он стал председателем собраний, стал подручным слесаря, стал секционером совета, ударником, рабочим хозрасчетной бригады, кандидатом [в члены] партии. <…>

Карташев не стар. Революция ведет его вперед и вперед. Он может быть слесарем, инженером, директором завода, председателем суда, путешественником, командиром.

Он был извозчиком. Эта профессия умирает. Умирая, она вливает тысячи безработных в безработные армии Запада. Исчезая, она дает новые тысячи рабочих рабочим армиям СССР…

Е. Габрилович

* Полость (полсть) – покрывало для ног седока в санях. В отличие от омонимичной «полости» в значении «внутреннее пространство» («полость рта»), образовано не от «полый», а от «полстить» — катать, выделывать валянием

** Сквозная бригада – бригада, работающая во всех сменах в течение суток. Штурмовая бригада – бригада, направленная на быстрое решение срочной проблемы (ликвидации прорыва). Буксирная бригада – бригада хороших работников, отправленная на помощь отстающему коллективу, чтобы обучить и мотивировать его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *