2 января: «Елку заселили… предметами, до сих пор никогда не украшавшими елок»

82 года назад состоялся первый советский Новый год. До этого на протяжении 7 лет ставить елку вообще запрещалось. А до этих семи лет ее ставили не на Новый год, а на Рождество. В заметке, вышедшей ровно 82 года назад – 2 января 1936 года – журналист «Вечерки» описывает новый стиль украшения елок, в котором религиозные символы переосмыслены или вытеснены изображениями героев дня.

«ЕЛЬ ПОД ЗВЕЗДОЮ

Новогоднее «озеленение» Москвы охватило почти все школы и клубы столицы.

Традиционные маленькие фигурки у ярко освещенных окон, за которыми – елка, огни, веселье, хороводы* – только на миг задержались здесь, а затем важно направились к гостеприимным дверям школы или клуба, где пропуском являлся на этот раз лишь возраст.

В Москве не было, пожалуй, ни одного ребенка, который не имел бы в этом году возможности потанцевать, поиграть, попеть вокруг новогоднего дерева веселья.

В новой школе на Бауманской площади** сами учащиеся долго и старательно украшали новогоднюю елку.
Елка стоит здесь в одном из светлых, просторных классов, освобожденном на этот раз от парт и прочих принадлежностей учебы.

Октябрята сами изготовляли разноцветные цепи из бумаги, потерявшие на этот раз всякий аллегорический смысл***.

Они приготовили снег мягкий и теплый, снег из ваты, во всем, впрочем, похожий на настоящий снег. Покрыв его блестками, они разложили снег под елью.

Елку заселили, на этот раз, предметами, до сих пор никогда не украшавшими елок, но вошедшими в круг ребячьих мечтаний и образов.

Женя Маликов – ученик 2-го класса и авиаконструктор – изготовил модель многомоторного самолета из старой тетрадки по математике. Таинственные цифры, как знаки сложного и точного расчета, покрывают эту сверхмощную махину, украшающую самую вершину елки.

Мы видели елки, на которых финишировали игрушечные парашютисты, стратостаты висели на них с конфетами, прикрепленными к стропам.

В клубе железнодорожников «КОР»****, в громадном декоративном дедушке-морозе, рассевшемся под самим деревом, легко можно было узнать знакомые черты и гигантскую бороду не менее популярного среди ребят, чем среди взрослых, нашего ледового комиссара Отто Юльевича Шмидта*****.

Ель была здесь высокая – четырехметровая, упирающаяся в самый потолок клуба. Большая красная звезда возглавляла ее. Ель была щедро иллюминирована. Миниатюрные электрические лампочки стали обязательными в новогоднем уборе праздничных елок, вытеснив окончательно тускло светящуюся восковую свечу******. <…>

Под ее гостеприимными ветвями жило подлинное веселье. Сюда шли танцевать и петь веселые счастливые дети советской страны.

Вл. Ост.»

*Имеется в виду популярный образ из жизни дореволюционной России – бедный ребенок, глядящий в окно на елку в богатом доме. На многие публичные праздники (например, елку в Благородном собрании) вход был только по платным билетам.

** Видимо, имеется в виду школа № 32 в Елоховском проезде, открытая в 1935 году (ныне – Центр образования №345).

*** Традиционные украшения елки – рождественской елки – связаны с христианской символикой. В частности, цепи – символ страданий Христа.

**** Название КОР – Клуб имени Октябрьской революции – носил в 1927 – 1937 годах нынешний Центральный дом культуры железнодорожников.

***** Шмидт Отто Юльевич (1891 – 1956) – советский геофизик, исследователь Арктики, начальник Главного управления Северного морского пути. Арктические экспедиции на ледоколах «Седов», «Сибиряков», «Челюскин» (1930 – 1934), которыми руководил Шмидт, сделали его одной из самых популярных в 1930-е годы персон.

****** Электрические гирлянды появились задолго до 1936 года. Как пишет доктор исторических наук Алла Сальникова, автор книги «Елочная игрушка, или Как наряжали советскую елку» (М., 2011), мода на эти гирлянды появилась еще в конце XIX века, но долгое время они оставались дорогими, ненадежными и пожароопасными. Поэтому вплоть до 1950-х годов для украшения елок продолжали использовать и обычные свечи.

2 января: «Елку заселили… предметами, до сих пор никогда не украшавшими елок»: 3 комментария

  1. Когда нет знаний о сути дела, творчество «прёт» из всех щелей. Даже сегодня, спустя 600 лет, никто не может аргументировано объяснить — откуда взялась елка и что она означает? Никто не может сказать, какие игрушки должны быть на елке и почему? Когда ставить елку и когда убирать? Аргументов — нет!
    Хотя, если подумать, то очевидно, что на вершине елки должен быть ангел, а не вифлиемская звезда.
    Ставить елку надо 24 декабря, а убирать после 19 января. Но это такие глубокие корни собственной и чужой культуры, которые сегодня вряд ли кто знает. Это на уровне вопросов : «Почему Кощей — бессмертный?», «Кто такая Снегурочка? Она не внучка и не дочка Деда Мороза», «Почему Святки — это ЕГЭ на право выйти замуж?»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *