1 января: «Замечательный новогодний подарок получают москвичи»

Ровно 75 лет назад – 1 января 1943 года – открылась станция метро «Завод имени Сталина» (с 1956 года – «Автозаводская»). Шикарный новогодний подарок городу, особенно в разгар тяжелейшей войны. Неудивительно, что в день открытия станции «Вечерняя Москва» посвятила ей целую полосу.

«СТРОЙКА ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ: ЗАМОСКВОРЕЦКИЙ РАДИУС МЕТРО ВСТУПИЛ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Начальник Управления метрополитена им. Л.М. Кагановича И. Новиков:

Замечательный новогодний подарок получают москвичи. Построена и вступает в эксплуатацию новая линия метро – от площади Свердлова* до Ленинской слободы. <…>

Часть поездов отправится до сквозным рейсом от станции «Сокол» до станции «ЗИС»** и обратно, а остальные будут курсировать между станциями «Сокол» и «Площадь Свердлова». В зависимости от потока пассажиров количество сквозных рейсов может увеличиваться. <…> Весь рейс «Завод имени Сталина» — «Сокол» будет продолжаться 23 минуты <…>

Зам. начальника Метростроя И[ван]. Данковцев:

… Наша страна показала, что она обладает такой силой, что может в трудное военное время строить новые домны, новые шахты, новые заводы <…> Метростроевцы с гордостью рапортуют об окончании сооружения еще одной линии образцового городского транспорта.

Чтобы построить и ввести в действие Замоскворецкий радиус, нам пришлось вынуть 700 тысяч кубометров грунта, уложить 200 тысяч кубометров бетона и железобетона <…> и проложить 13 километров пути. <…> Это лишь часть показателей, характеризующих объем только что завершенного строительства. <…>

На стройку пришли необученные рабочие, для которых были созданы краткосрочные курсы. Бригадное обучение помогло быстро подготовить рабочих массовых профессий. Большую роль сыграли стахановские школы, которыми руководили наши лучшие, опытные мастера метростроения. <…> Вот, например, в прошлом домашняя хозяйка тов. Кузьмина. Она прошла путь подсобной работницы, бетонщицы, а затем стала бригадиром. Ее бригада регулярно выполняла норму на 130 процентов. <…>

На всех объектах Замоскворецкого радиуса развернулось социалистическое соревнование. Бригады и отдельные стахановцы боролись за переходящие красные знамена <…> В период с 15 по 20 декабря 36 бригад, получивших переходящие красные знамена, перевыполняли нормы более, чем в полтора раза, а 17 бригад – более, чем в два раза. Работа шла темпами военного времени <…>

Страница «Вечерней Москвы» с материалом об открытии станции метро «Завод имени Сталина»

В ноябре на основных объектах строительства 65 процентов рабочих выполняли до полутора норм в смену; 23,9 процента рабочих давали по две нормы. Интересно отметить, что в среднем нормы выполнялись на 135 процентов.

Основная масса оборудования для Замоскворецкого радиуса была изыскана из ресурсов Метростроя и Управления метрополитена. Учитывая трудности военного времени, мы обращались за помощью к государству лишь в исключительных случаях. <…>

Сложными в техническом отношении сооружениями новой трассы являются тоннели под Москвой-рекой. В трудных геологических условиях строителям удалось осуществить проходку без применения сжатого воздуха. Пользуясь новыми методами, метростроевцы дважды успешно провели тоннели под рекой.

Значительно усовершенствована была и щитовая проходка. Благодаря созданию в забое погрузочных машин, темпы проходки ускорились. Строители внедрили электровозную откатку, которая оказалась более совершенной, чем канатная, применявшаяся при строительстве второй очереди метро…***»

*Площадью Свердлова называлась в 1919 – 1991 годах Театральная площадь. Нынешняя станция «Театральная», открытая в 1938 году, до 1990 года также называлась «Площадь Свердлова».

** Завод имени Сталина – такое название носил в 1931 – 1956 годах нынешний автомобильный завод имени Лихачева. В его честь была названа и нынешняя станция «Автозаводская».

*** Второй очередью московского метрополитена были станции от «Сокола» до «Площади Свердлова». С «Завода имени Сталина» началась третья очередь московского метрополитена.

На главном снимке: Пробный поезд на станции «Завод имени Сталина», 31 декабря 1942 года. Фото: общественное достояние

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *