20 января: «Русский город Верея снова живет под родным красным стягом»

Если на репортаж надо ехать на трамвае – это ужасно. А если нужно добираться в кузове полуторки – гораздо лучше. Когда это бывает? Когда ты – военный корреспондент «Вечерней Москвы». В дни обороны Москвы наш журналист Илья Пудалов оставался в столице, и до линии фронта ему было рукой подать. А как только наши бойцы перешли в контрнаступление, он последовал за ними – и ареал его репортажей расширился. Подмосковный город Верея был освобожден 19 января 1942 года. Пудалов побывал там на следующий день после вступления советских войск и сумел в тот же день передать в газету репортаж. Он вышел ровно 76 лет назад – 20 января 1942 года.

«В ВЕРЕЕ

Продвигаясь на запад, наши войска заняли вчера Верею. Еще из одного города Московской области изгнаны немецкие оккупанты. Старинный русский город Верея снова живет под родным красным стягом.

Несколько дней шли упорные бои за город. Немцы создали в Верее и прилегающих к ней селах укрепленные узлы обороны. Фашистские танки не раз пытались контратаковать наступающих советских бойцов. Но стремительный удар частей Красной Армии опрокинул и расстроил планы оккупантов.

Бойцы командира Иовлева подошли к городу, минуя населенные пункты, занятые немцами. Лесами, по пояс в снегу, вытаскивая на себе орудия, шли вперед красные воины. Встречая на пути лишь сожженные немцами села, без устали двигались к городу бойцы командира части Беззубова. На подступах к городу их встретил ливень огня фашистских ДЗОТов. В течение одной ночи наши бойцы соорудили свои ДЗОТы, парализовав врага. Этой стройкой руководил талантливый военный инженер, москвич-доброволец тов. Остроумов. Установив орудия, артиллеристы командира Присяжнюк прямой наводкой ударили по противнику, разрушая его сооружения и истребляя живую силу. До пятнадцати фашистских огневых точек пало.

Бои за Верею полны многочисленных фактов героизма и мужества советских воинов <…> Герой Советского Союза разведчик старший сержант Харитонов, выполняя боевое задание с 12 бойцами, выбил немцев из деревни Д. Через несколько часов к деревне подошли крупные немецкие силы – до 600 солдат и офицеров. Горстка советских воинов-храбрецов решила не покидать деревню без боя. Подошла еще одна группа разведчиков. 27 красноармейцев во главе с Харитоновым вступили в единоборство с 600 фашистов. Немцы были встречены огнем автоматов и пулеметов. 350 убитых немцев – вот итог небывалой отваги героев-разведчиков.

Связист Зайцев оказался отрезанным от своих. К блиндажу подобралась группа фашистов. Один из них бросил гранату, но отважный связист на лету подхватил ее и выбросил наружу. Несколько немцев было ранено и убито, остальные разбежались.

Вслед за частями, только что вступившими в город, мы подъезжаем к Верее. Красивый русский город охвачен заревом пожарищ. Пламя бушует в разных концах. Бессильные в своей злобе к советскому народу, подлые немецкие бандиты, покидая город, жгли и взрывали его.

Трехэтажное здание, где помещался райисполком, взорвано. Пылает школа-десятилетка. Сожжены Дом колхозника, детский сад, баня, сушильный и кожевенный заводы, многие жилые дома. Заречная часть города, насчитывавшая до двухсот жилых домов, полностью уничтожена. Взорвана городская электростанция.

Бесчисленен список злодейств фашистских громил. Как и всюду на своем пути, они разрушали созданное трудом советских людей, истязали и убивали советских граждан. К счету неописуемых зверств, за которые ответят своей черной кровью гитлеровская свора, добавлены новые. Восемь юношей расстреляны в Верее на глазах у горожан только за то, что слушали советское радио. Трупы убитых пленных красноармейцев мы видим в здании церкви. Красные воины, освободившие город, клянутся над прахом погибших товарищей жестоко отомстить врагу.

Три месяца хозяйничали в городе бандиты. Они ограбили население, вывезли из города все, что можно было. Вместе с немцами удрали и предатели, помогавшие фашистским офицерам грабить и убивать советских людей. Староста города, некий Пчелкин, боясь народной расплаты, бежал из города еще за шесть дней до отступления немецких войск. Но кое-кто был схвачен и ответит перед народом. Вот перед нами мерзкий, гадкий человечек, некто Гречишкин. Как только город заняли немцы, этот предатель предложил им свои услуги и получил чин начальника канцелярии городского старосты. За шестьдесят марок в месяц этот человеческий выродок продался врагу. Это он составлял для фашистов списки граждан, имеющих коров. Предатель ответит перед народом за измену родине.

Верея оживает. Сегодня утром на улицах расклеен приказ начальника гарнизона товарища Беззубова, призывающий жителей к организованности, дисциплине и поддержанию революционного порядка.

В город вернулись руководители районных партийных и советских организаций, местные активисты, активно действовавшие в партизанском отряде. Секретарь райкома ВКП(б) тов. Евтеев и председатель райисполкома тов. Чубарова, еще не снявшие с плеч автоматов, обходят сегодня город, беседуют с населением.

Несколько дней назад фашистский офицер хвалился перед местными жителями:

— Русским никогда больше в Верее не бывать!

Не успел он вымолвить этих слов, как русская пуля скосила его. Это в город ворвалась группа советских автоматчиков.

Нам довелось быть свидетелями такой сценки. На шоссе красноармеец увидел установленную немцами указательную стрелку с надписью «На Москву!». Он срубил эту надпись и, повернув стрелку в другую сторону, написал: «На Берлин».

Доблестные советские воины, преследуя и громя фашистские полчища, движутся все дальше и дальше на запад.

И. Пудалов.

Верея, 20 января (Наш спец. воен. корр.)»

На фото: деталь обелиска, установленного на центральной площади в подмосковном городе Верее, в память о погибших в Великую Отечественную войну. Автор снимка: Минкевич/РИА Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *