Мы продолжаем рубрику «О чем писала «Вечерка». Ежедневно мы выкладываем на сайт заметку из «Вечерки», напечатанную много лет назад — но именно в этот самый день. Заметки сопровождаются историческим комментарием. Этот материал о связисте, соединившем во время битвы под Москвой провод зубами, вышел 76 лет назад, 20 декабря 1941 года.
«ГЕРОЙ-ГВАРДЕЕЦ
<…> Рано утром противник открыл бешеную артиллерийскую стрельбу по переднему краю нашей обороны. Было ясно, что немцы хотят вклиниться в расположение советских войск. Наблюдательный пункт командира дивизии, находившегося на передовой линии, поддерживал непрерывную связь с полками. От четкой работы телефонистов зависело в эти ответственные минуты управление войсками.
Линейный надсмотрщик Николай Новиков хорошо это понимал. И когда вражеские снаряды порвали в нескольких местах кабель, лишив командование связи, Новиков, не раздумывая, выполз из землянки и отправился устранять повреждения.
Линия, которую он обслуживал, шла вдоль фронта. Здесь особенно часто рвались немецкие снаряды и мины. Надсмотрщику приходилось, держась одной рукой за провод, ползти по снегу на животе. Голову нельзя было приподнять ни на секунду.
Вот Новиков заметил первый разрыв линии. Взяв в руки концы кабеля, он зубами очистил их, срастил и пополз дальше.
Немцы перенесли артиллерийский огонь вглубь нашего расположения. Отряды автоматчиков уже просочились на нашу территорию. Над головой Новикова свистели пули. Но гвардеец продолжал ползти, устраняя один разрыв за другим. Включив аппарат в линию, он почувствовал – связь работает.
Сержант пополз дальше к полку, куда вел провод. Через несколько минут он еще раз проверил связь. Линия снова не работала, кабель снова был где-то порван. Надсмотрщик выяснил, что порвана та часть линии, которая идет к наблюдательному пункту. Он повернул обратно и снова пополз по знакомому пути.
Вражеский огонь усиливался. Новиков уже видел пробиравшихся с разных сторон немцев. Но в эту минуту он знал одно – от него, связиста, зависит успех боя, как быстро и умело дивизия сможет отбросить врага <…>
Вот нащупан последний разрыв. Еще несколько мгновений – и телефонный кабель снова оживет. Но в эту секунду связиста заметили немецкие автоматчики <…>
Гвардеец в ответ открыл по неприятелю огонь из своей винтовки. Немцы залегли, продолжая стрелять из автоматов. Новиков защищался, но его не покидала одна мысль: как связь? Он не мог улучить секунды, чтобы срастить последний разрыв. Тогда связист взял в зубы обледенелые концы провода и, крепко сжав их, продолжал стрелять. Связь была восстановлена. В этот момент вражеская пуля скосила отважного воина. Автоматные очереди изрешетили его тело. Но линия работала. Гвардеец-связист был мертв. Он так и остался лежать, сжав зубами провод. А по проводу передавались приказы.Связь работала <…>
И. Пудалов.
Западный фронт»
Во время Великой Отечественной войны, по крайней мере, в ее начале, газеты избегали упоминать даты и места описываемых фронтовых эпизодов — это могло рассекретить потенциально опасные вещи. Придерживался этого правила и Илья Львович Пудалов, военный корреспондент «Вечерней Москвы». Доскажем то, что осталось за рамками его корреспонденции. Подвиг, описанный Пудаловым, был совершен 1 декабря 1941 года. Сержант Николай Сергеевич Новиков (1920 — 1941), телефонист 23-го отдельного батальона связи 1-й гвардейской мотострелковой дивизии, погиб в Наро-Фоминске в районе нынешней улицы Шибанкова. Николая похоронили на городском кладбище. Он был посмертно награжден орденом Ленина.