15 января: «Главное достижение Эйзенштейна – это умение выдвинуть на первый план значение вещей»

Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»» (вышел на экраны 21 декабря 1925 года) считается одной из лучших картин за всю историю кинематографа. Эта рецензия была опубликована в «Вечерке» ровно 92 года назад – 15 января 1926 года.

««БРОНЕНОСЕЦ ПОТЕМКИН»*

Можно сказать с уверенностью – никогда еще на четырехугольном куске полотна, которое называется экраном, никогда еще на целлулоидной пленке кинофильмы** с такой силой, с таким вдохновением не был воплощен ставший почти легендой эпизод революции – восстание на броненосце «Потемкин». <…> только здесь впервые мы видим победоносное устремление, победное овладение сюжетом, который по плечу большой литературе или может быть симфонической музыке. Здесь кино выступает не как незаконное дитя театра и фотографии, здесь мы видим двигающуюся гигантскими шагами новую отрасль искусства.

Пусть здесь чуть отодвинуты достоверные показания свидетелей, но зато мы имеем в броненосце «Потемкин» — героическую песнь, страстный протест против тупой тирании царизма, стремительный порыв к освобождению из рабства. И этот заражающий зрителя героический протест, это овладение зрителем достигается самыми убедительными простыми и вместе с тем неповторимыми приемами. Вот матросы, спящие на палубе в покачивающихся полотняных гамаках, удар по мускулистому, голому телу цепочкой боцманской дудки и черви в мясе, и другие черви, разъедающие огромную, медленно пробуждающуюся страну. В плавучем стальном гробу несколько сот матросов превращены в автомат тупой, царской муштровкой. <…> Но ветер пятого года проникает и сюда за непроницаемые переборки и в броневые башни. Приказ о расстреле зачинщиков. Брезент, этот смертный саван, которым закрывают матросов, и команда «по брезенту – пли!». И вдруг исступленный крик Матюшенко «братья!», и колеблются направленные в брезент винтовки учебной команды, и вдруг разрыв вековой цепи: муштра, устав, присяга – все разбито вдребезги, взорвано и летит за борт вместе с тюремщиками в погонах и кортиках. <…>

Затем смерть матроса Вакулинчука. Он, Вакулинчук, не картинный трафаретный герой, не красный Зигфрид, которого долго выдавали за революционера и почти обратили в скучную маску театр и кино нашего времени. Это большой, сильный, трогательно простой человек, и вот почему его смерть и последний рейс на траурном катере по-настоящему трогает и печалят зрителя. <…>

И вот весь огромный охваченный негодованием и радостью город, город, который впервые за всю историю страны видит красный броненосец на рейде. Эти сотни треугольных парусом, устремляющихся к стальным бортам броненосца, эта первая любовь портового и фабричного города к вооруженному матросу революции, к вооруженному кораблю революции.

Тысячи протянутых рук, затуманенные слезой радости глаза, исступленные речи, призывающие к свержению царизма и желанный, победный флаг революции, красный флаг на мачте. Он действительно красный, действительно алый не только потому, что он выкрашен в алый цвет в фильме, а потому, что его хотел увидеть красным зритель <…>

Расстрел на одесской лестнице. Тупой, упорный шаг вооруженных автоматов, спускающихся со ступеней, шаг за шагом, методически расстреливающих женщин и детей. Паника и гибель беззащитных, безоружных людей, и тогда говорят пушки «Потемкина», и каждый снаряд – это возмездие. Затем финал картины.

Революционные эпизоды, которые кончались поражением восставших, как бы гениально они ни были воплощены в искусстве, в финале всегда понижали подъем зрителей. <…> В фильме «Броненосец Потемкин» финал – нарастание событий <…>, радостная победа – отступление адмирала и командиров эскадры не перед пушками «Потемкина», а перед сигналом «братья, присоединяйтесь к нам».

На этой моральной победе, на этом моменте, когда матросы черноморского флота оказались настолько сильными, чтобы не стрелять по «Потемкину», но не имели достаточно сил, чтобы стрелять по своим командирам, кончается фильма. И «один против всех», броненосец «Потемкин» рядом с маленькой и такой трогательной миноноской №225 проходит мимо всей эскадры и уходит в море, в историю, чтобы прийти через двенадцать лет воплощенный в крейсере «Аврора», в красном революционном флоте Черного и Балтийского морей.

Будут много говорить о замечательных деталях фильмы, о замечательном использовании броненосца, этого сложнейшего соединения механизмов и людей, о замечательно снятом морском тумане и многом другом. Но главное достижение Эйзенштейна – это умение выдвинуть на первый план значение вещей, которые он превращает в незабываемые, значительные, действующие символы.

Через семь или восемь лет после восстания пишущий эти строки был на броненосце «Потемкин», который назывался «Пантелеймон». Там был пудель, который принадлежал офицерам броненосца и жил в кают-компании. Он был единственный живой свидетель восстания <…> И офицеры его выдрессировали так, что он бросался на каждого матроса. Так офицеры, проходя по стальному лабиринту броненосца, всегда имели наготове оружие.

Давно не было никого из старой команды <…>, и все-таки каждая медная поручня, каждая вещь на броненосце напоминала о мятеже, о восстании <…> И этот скрытый смысл вещей и машин, которые умеют говорить, умеют призывать к восстанию, к борьбе, которые сами как бы принимают участие к борьбе, сумел показать Эйзенштейн. Просто и значительно показав людей и машины, он создал героическую песнь о «Броненосце Потемкине», равной которой не было и нет.

Лев Никулин»

 

На фото афиша фильма «Броненосец Потемкин. 1905. Выставка «Сергей Эйзенштейн. Монтаж аттаркционов».

*И в заглавии статьи, и в тексте название броненосца в кавычки не ставится. В современных источниках фильм называется «Броненосец «Потемкин»».

**Киноленты довольно долго называли словом женского рода – «фильма».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *