14 января: «Даже халаты медиков… будут у нас… светло-голубого цвета»

Все привычное когда-то было новым. В том числе медицинская техника и оборудование, которые сегодня есть в каждой мало-мальски приличной больнице – монитор для наблюдений за больным, шумопоглощающие полы и даже цветные халаты вместо белых. Этот репортаж вышел в «Вечерней Москве» ровно 55 лет назад – 14 января 1963 года.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭТАЖАМ КЛИНИКИ

Это было настоящее «путешествие» с остановками, осмотром и разъяснениями нашего гида – действительного члена Академии медицинских наук СССР профессора Б.В. Петровского.

В новом здании хирургической клиники 1-го Медицинского института, которой руководит профессор, многое привлекает внимание. Здесь воочию убеждаешься, что в борьбе за здоровье и жизнь людей участвуют не только врачи, но и люди, казалось бы, очень далеких от медицины профессий – конструкторы, механики, химики. Недаром в клинике есть специальное отделение технической службы. На каждом этаже сотни новейших приборов и аппаратов – «умных» помощников врачей».

В здании пока нет больных. Идет монтаж оборудования. Мы начинаем осмотр с одной из операционных (а всего их здесь 13). Вместо снежно-белой окраски стен – зелено-голубые плитки, вместо потолка – купол из органического стекла. За ним скамейки, предназначенные для студентов и врачей, наблюдающих за операцией.

— Почему стены цветные? – спрашиваем мы профессора.

— Выяснено, — отвечает он, — что белый цвет утомляет зрение хирурга, поэтому даже халаты медиков в операционной, простыни, закрывающие больного, будут у нас светло-зеленого или светло-голубого цвета. Думаем мы и о других новшествах. Раньше за состоянием больного хирург должен был следить по многим приборам. Сейчас достаточно будет взгляда на один экран, куда станут передаваться все показания аппаратов, регистрирующих артериальное давление, частоту пульса, глубину наркоза, электрическую активность мозга и другие данные.

Мы идем с профессором по коридору. Шагов не слышно. Их заглушают звукопоглощающие пластиковые полы. Шум не будет беспокоить больных. Не видно и батарей центрального отопления, но если дотронуться до стен, почувствуешь, что они теплые – трубы проложены внутри.

Входим в небольшую светлую палату. Здесь кондиционированный воздух, к каждой кровати сделана подводка кислорода и закиси азота (болеутоляющего газа, применяемого для кратковременного наркоза). Тяжелобольные нуждаются в постоянном наблюдении. Дежурный врач сможет это сделать, не входя в палату. Он просто нажмет на пульте соответствующую кнопку и увидит на экране своего видеотелефона изображение больного и даже сможет с ним поговорить.

— В новом здании мы сможем гораздо шире развернуть научную и лечебную работу, — говорит профессор. – Вместо 150 человек у нас теперь будут лечиться свыше 300. Откроется новое отделение, например, такое, где восстанавливаются жизненные функции больных, перенесших тяжелые операции. За ними будет ухаживать соответственно обученный персонал.

Новое здание позволит создать и новые лаборатории. Для занятий со студентами в разных местах института устанавливаются телевизионные аппараты. Сюда будет передаваться цветное изображение того, что происходит в операционной. Студенты смогут следить за всеми деталями операции и задавать вопросы ведущему ее хирургу.

Наше путешествие по десяти этажам заканчивается. Мы благодарим профессора и спрашиваем, когда состоится новоселье клиники.

— Ее будут переводить, если можно так сказать, постепенно, — отвечает Б.В. Петровский. – Переселение уже началось сегодня. Первым мы «осваиваем» шестой этаж.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *