Каждый, кто учился в автошколе, роптал на эти бесчисленные билеты, которые приходится зубрить. А вот когда-то проблема была другая – указаний для шоферов не хватало. Эта статья вышла ровно 86 лет назад – 4 января 1932 года.
«А ЕСЛИ КАНАВЫ НЕТ?»
Каждый вечер на Тверской происходят сцены, обидные для автомобильного достоинства. Какой-нибудь мощный «Бюссинг»*, дохнув в лицо бензиновым перегаром и отчаянно скрипя тормозами, пытается выровнять свой ход – его «заносит» в сторону, ставит поперек дороги, задние колеса, скользя по обледенелому асфальту, описывают круг. Зеваки толпятся на тротуарах. Извозчики смеются.
Хорошо, если такое происшествие кончается только извозчичьими усмешками. Гораздо чаще машина уходит искалеченной. Например, 19 декабря на Рождественском бульваре в течение трех часов скользило десять автомобилей – два опрокинулось, третий разбил крыло, четвертый снес половину газового фонаря.
Москва добрые полгода в снегу. Между тем нет никаких указаний, никаких инструкций, что должен делать шофер, когда его машину ставит поперек дороги или «заносит» на подъеме. Механик Селезнев, приславший корреспонденцию в редакцию, утверждает, что он перерыл всю автодоровскую** литературу и ничего по этому вопросу не нашел. Правда, в его письме приведено следующее указание, взятое с 233 страницы справочника по автоделу Головачева:
— Если вас «заносит» на подъеме, то у вас остается один отчаянный прием – в канаву.
А если канавы нет? Придется, по-видимому, срочно вырыть вдоль Тверской дежурные канавы, куда могли бы, следуя завету Головачева, бросаться шофера. Будем надеяться, что автор книги окажется впереди и первым поделает рекомендуемый им прием. Правда, в таком случае новое издание справочника, вероятно, выпустит уже его вдова.
Эпический совет дает журнал «За рулем».
— Когда машину ставит поперек дороги, — повествует он в одном из прошлогодних номеров, — шофер должен действовать.
Это, конечно, принципиально интересное и практически ценное указание. Оказывается, если автомобилю грозит катастрофа, шофер должен действовать, а мы-то думали, что он в это время обязан кушать бутерброды и спорить с пассажиром, отдадут ли японцы Цицикар***.
1 января пущен нижегородский автомобильный гигант****. Полным ходом работает завод им. Сталина*****. Каждый день приносит нам новые машины. Опытных шоферов мало. Естественно, что Автодору следовало бы пачками выпускать популярные пособия, с помощью которых водители машин могли бы повысить свою техническую квалификацию. И, конечно, советы должны быть дельны и практически применимы.
— Когда мы кончили курсы, — пишет шофер Сазонов, — нам на прощанье выдали брошюру, где очень толково и подробно описывалось, как водить машину в зыбучих песках, как уберечь там мотор, что предпринять…
Короче говоря, тов. Сазонов не испугался бы, попав в Сахару. Но что делать – еще ни один пассажир, садясь у памятника Пушкину, не говорил шоферу:
— Сначала в Гоби, оттуда в Кара-Кум.
А вот на Мясницкой, когда после дневной оттепели асфальт подергивается ледяной коркой, или на снежном спуске Рождественского бульвара Сазонов теряется, беспомощно хватается за тормоза и расплющивает мотор, врезываясь в каменную стену дома.
Пущен нижегородский гигант. Полным ходом работает завод им. Сталина. Сотни и тысячи шоферов, еще сидящих на школьной скамье, завтра возьмутся за руль. Берегите советские автомобили. Дайте молодому водителю литературу. Дайте ему такие пособия, которые бы научили его ездить по Тверской и Рождественскому бульвару.
Евг. Бермонт»
*«Бюссинг» — марка немецких грузовиков.
** Автодор – сокращенное название Общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог (существовало в 1927 – 1935 годах).
*** Цицикар – город в Китае, в 1931 – 1932 годах находился в зоне японской оккупации Маньчжурии.
**** Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова. В 1932 году Нижний Новгород был переименован в Горький и носил это имя до 1990 года. Предприятие получило название Горьковский автомобильный завод и сохраняет его до сих пор.
***** Такое название носил в 1931 – 1956 годах нынешний автомобильный завод имени Лихачева //95.vm.ru/?p=552 .