23 декабря: «Десятитысячная армия строителей начнет штурм подземной Москвы»

10 декабря 1931 года во двор дома № 13 по улице Русаковской пришли семь рабочих и вонзили лопаты в землю. Так была заложена первая шахта Метростроя. А в чем была суть работ – это понимали далеко не все москвичи. Статья инженера Катцена, вышедшая ровно 86 лет назад – 23 декабря 1931 года – разъясняла, как будет устроено движение поездов.

«БУРАВ ГРЫЗЕТ ЗЕМЛЮ: МЕТРОПОЛИТЕН СОТРЕТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ОКРАИНОЙ

Три столба, металлическая труба посередине – вы видите их, когда проезжаете по Краснопрудной или Каланчевке.

Это бурят почву, исследуют грунт там, где в будущем должна пройти линия метрополитена. Несколько дальше, на Русаковском шоссе, вблизи железнодорожного моста производится выемка грунта. Здесь происходит опытное строительство туннеля.

Буровые вышки уже перекинулись на Орликов пер., они направляются на Мясницкую улицу и пройдут дальше по Театральному проезду, по Моховой улице и Волхонке до площади, где сооружается Дворец советов*.

Вышки наступают, выполняя предначертания плана. Одновременно на кальку и ватман ложатся все новые и новые проекты участков частей метро. Идет заготовка строительных материалов, организуется транспорт, строятся жилища для рабочих.

Ударными темпами идет подготовка к строительству первой линии московского метрополитена.

Ранней весной в марте-апреле десятитысячная армия строителей начнет штурм подземной Москвы. Десять отрядов займут позиции по линии от Гавриковой улицы до Дворца советов и поведут наступление – поистине штурм – на выполнение которого отводится минимальный срок. В течение одной ночи каждый отряд в своем месте должен будет вскрыть определенный участок мостовой, а затем перекрыть его деревянными настилами. Движение по улице не должно нарушаться. По настилу с утра идет уличное движение – трамвай, автобусы и проч. Под настилом же в это время будет происходить углубление траншей, переустройство подземных сооружений, а затем – кладка туннеля метро. <…>

А в начале второй пятилетки** под Москвой должен пройти первый поезд подземной электрической дороги, вещая всему миру, что советский метрополитен выстроен в неслыханно короткий срок.

Вы находитесь на площади Свердлова***. Ваше внимание привлекают светящиеся буквы «Метро» на углах зданий Малого театра, 2-го Дома Советов****, б[ывшего]. Континенталя***** и на углу площ. и. б[ывшего]. Охотного ряда. Вы направляетесь к ближайшему из них, входите в вестибюль и спускаетесь по широкой и удобной лестнице на платформу станции метро. Четкие надписи указывают направление поездов. Светящиеся плакаты дают справки.

Если вам нужно проехать к Каланчевской площади******, идите на правую сторону платформы. Поезд трогается. Не пытайтесь вскочить в вагон. Дверей поезда вам все равно не открыть, они автоматически захлопнулись, как только поезд тронулся. Не торопитесь. Точно через полторы минуты подходит следующий поезд. <…>

Мимо вас пролетают станции «пл. Дзержинского»*******, «Мясницкие ворота»********, «Красные ворота». Поезд задерживается на каждой остановке только 20 сек. Через 7 минут вы на Каланчевской площади. <…>

Все намеченные линии метрополитена проходят по наиболее оживленным, перегруженные движением направлениям города. Они связывают по кратчайшему пути фабрично-заводские окраины с центром города и отдельные окраины между собой. <…> От любой точки внутри Садового кольца ближайшая станция находится на расстоянии 400 – 500 метров. В связи с этим может возникнуть вопрос о значительном ослаблении движения на линиях трамвая в центре города или даже об упразднении некоторых из них. Таким образом, проезды будут освобождаться для развивающегося автотранспорта. <…>

Существуют опасения, что направление всех линий метрополитена через центр города загрузит его. Это неизбежно в капиталистическом городе, где линия быстроходного и мощного транспорта «притягивает» строительство. В наших же условиях планового хозяйства мы можем рационально регулировать и рост, и планировку города. <…>

В социалистической Москве быстроходное и удобное сообщение между центральной частью города и его окраинами будет наилучшим образом содействовать децентрализации. Метрополитен будет стимулировать расселение и разуплотнение центральной части города, ибо он сотрет границы между центром и окраинами.

Инж. И.Е. Катцен»

*Дворец Советов – грандиозное здание, которое пытались построить на месте Храма Христа Спасителя, взорванного 5 декабря 1931 года. В небоскребе должны были проводиться сессии Верховного Совета СССР и массовые праздненства, его планировали сделать самым высоким зданием в мире. Из-за экономических трудностей постройка не была завершена. В 1960 году на месте котлована открыли самый большой в мире зимний бассейн «Москва». В 1994 году этом месте восстановили Храм Христа Спасителя.

**Вторая пятилетка в СССР продолжалась с 1933 по 1937 годы. Метрополитен начал работу в середине пятилетки – 15 мая 1935 года.

*** Площадь Свердлова – так в 1919 – 1991 годах называлась Театральная площадь.

**** Второй Дом Советов – так называлась с 1919 по середину 1930-х годов гостиница «Метрополь», так как сразу после переезда столицы в Москву она стала одной из резиденций новой власти («Первым Домом Советов» была гостиница «Националь»).

**** Б[ывший] «Континенталь» — здание на площади Свердлова (Театральной), в котором до революции располагалась гостиница «Континенталь», а после революции – 3-й Дом-коммуна ЦК большевиков, а затем – кинотеатр «Востоккино» (позже – «Стереокино»). Снесено в 1970-е годы при строительстве гостиницы «Москва».

****** Каланчевская площадь – так называлась до 1933 года Комсомольская площадь.

******* «Площадь Дзержинского» — таким было проектное название нынешней станции «Лубянка». Открыта она была в 1935 году под названием «Дзержинская» и сохраняла это название до 1990 года.

******** «Мясницкие ворота» — проектное название нынешней станции «Чистые пруды». Она была открыта в 1935 году под названием «Кировская» и сохраняла это название до 1990 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *