Мы продолжаем рубрику «О чем писала «Вечерка». Ежедневно мы выкладываем на сайт заметку из «Вечерки», напечатанную много лет назад — но именно в этот самый день. Заметки сопровождаются историческим комментарием. Этот материал о проблемах зарождавшейся звуковой мультипликации вышел в нашей газете 84 года назад, 16 декабря 1933 года.
«РИСУНОК ГАММЫ
Не всякий звук может быть записан на кинопленке. Когда режиссер Дзига Вертов* попытался заснять пулемет и орудие во время стрельбы, из этого ничего не вышло: звуковые волны уходили за пределы звуковой дорожки.
Озвучание пулемета и орудия на пленке делается иначе. Звук записывается графически. Известно, что звуковые волны на пленке получаются в виде сейсмографических линий, что тональность звука зависит от числа колебаний кривой.
Бригада художников-мультипликаторов – тт**. Иванов, Воинов, Сазонов*** – взялась за расшифровку этих колебаний. В результате двухлетней работы в упорной и кропотливой борьбе они добились графического воспроизведения звуков.
Сначала они нашли рисунок гаммы. Проблема воспроизведения непогрешимых тонов была разрешена. Затем, имея музыкальную гамму, они занялись построением аккордов, добиваясь полной синхронизации зрительного образа и звука. Наконец, художники нашли запись нескольких инструментов – рояля, саксофона, гармоники <…>
Результаты работы бригады в настоящий момент уже имеют чисто производственный характер. Художники уже использовали свой метод записи в киножурнале №28**** и сейчас они работают над звуковыми мультипликационными фильмами «Цветные поля» и «Линия безопасности»***** для ОРУДа****** <…>.
Нечего и говорить, что дальнейшим развитием этого изобретения явится запись человеческой речи. Пение, музыка, различные шумы можно будет записывать в кабинете за письменным столом, не прибегая к сложным звуковым установкам, имея только идеальную синхронизацию.
Запись звука графическим способом обходится не более 100 рублей метр, в то время как озвучание музыкальными инструментами пленки стоят 150 рублей метр. <…>
Консерватизм и косность – вот те причины, которые привели к тому, что общественность ничего не знает о графической записи звука. Недопустимо, чтобы безусловно интересное и нужное изобретение разрабатывалось в комнатушках художников, вне поля зрения такой организации, как Союзфильм.
Мы предлагаем в ближайшие дни в одном из кинотеатров Москвы заслушать доклад изобретателей и организовать просмотр звуковых мультипликационных фильмов с графической записью. Для этого есть все – и фильмы, и люди, недостает только одного – желания и согласия Союзфильма.
П. Гридасов»
*Дзига Вертов (настоящее имя Давид Абелевич Кауфман, 1896 – 1954) – знаменитый советский режиссер, один из основателей и теоретиков документального кино,
**Товарищи (сокр.).
*** Александр Васильевич Иванов (1899 — 1959), Николай Васильевич Воинов (1900 – 1958), Пантелеймон Петрович Сазонов (1895 – 1950). «Группа ИВОС», как называли себя эти мультипликаторы, создала несколько мультфильмов с синтетическими звуковыми дорожками: «Барыня» (1931), «Прелюдия Рахманинова до-диез минор» (1932), «Танец Вороны» (1933), «Цветные поля и линии безопасности» (1934), «Вор» (1934).
**** Союзкиножурнал – название регулярных подборок документальных съемок (хроника, репортажи, зарисовки), выпускавшихся в 1931 – 1944 годах. Эти короткие фильмы показывали в кинотеатрах перед сеансами, они выполняли роль современных выпусков теленовостей.
***** Из текста следует, что это два разных мультфильма, хотя в известных нам источниках упоминается один мультфильм с названием «Цветные поля и линии безопасности» (1934).
****** Отдел регулирования уличного движения (такое название носила до 1968 года ГАИ).
В качестве иллюстрации использован кадр из мультфильма «Вор» (1934 год), над которым работали Александр Иванов и Пантелеймон Сазонов