17 декабря 1932 года: о чем писала «Вечерка»

Мы продолжаем рубрику «О чем писала «Вечерка». Ежедневно мы выкладываем на сайт заметку из «Вечерки», напечатанную много лет назад — но именно в этот самый день. Заметки сопровождаются историческим комментарием. Этот материал о том, как пытались делать валенки из… человеческих волос, вышел в нашей газете 85 лет назад, 17 декабря 1932 года.

«ВАЛЕНКИ ИЗ ВОЛОС: СБОР СЫРЬЯ В ПАРИКМАХЕРСКИХ     

Недавно мы сообщали о первых опытах выделки валенок из человеческого волоса. Сейчас эти опыты претворяются в жизнь.

В главном шерстяном управлении Наркомлегпрома нам сообщили, что в Москве уже собрано 200 к[ило]гр[аммов]. волоса, который отправлен на фабрику №6 Горьковского валяльного треста. В ближайшие дни бригада научных работников и специалистов выедет в Горький для руководства выделкой валенок из волоса.

Наркомлегпром дал задание Союзутилю развернуть заготовку волоса в крупных городах Союза – Москве, Казани, Ленинграде, Харькове и Одессе – и собрать к 1 января 3.000 тонн.

Сбор волоса в Москве только начинается. Сейчас организуется опытный сбор волоса в 10 парикмахерских города. По приблизительному подсчету, все 450 парикмахерских Москвы могут дать от 400 до 1500 тонн волоса в год. С одной тонны волоса (в смеси с шерстью) можно получить около тысячи пар валенок. Значит, парикмахерский утиль может дать до 1.500.000 валенок.

Работники парикмахерских встретили новое начинание очень сочувственно. Союзутиль договорился с парикмахерскими о компенсации за сбор волоса: работникам будут предоставлены места в домах отдыха и санаториях.

Так как при сборе волоса должны соблюдаться санитарные правила, Союзутиль договорился с Боткинской больницей о дезинфекции ящиков по сбору волоса».

Как известно, на всем протяжении советской истории в стране существовал товарный дефицит. Но в некоторые периоды он ощущался особенно остро. Одним из таких периодов был конец 1920 – начало 1930-х годов. Тогда в стране началась форсированная индустриализация, ради капиталовложений в строительство новых заводов увеличили выпуск денег. Соответственно, денежная масса в руках населения увеличилась, а производство товаров широкого потребления не могло удовлетворить выросший спрос. Проблем в общую картину также добавил отток населения из деревни в города, что означало увеличение числа потенциальных покупателей, спроса на промышленно произведенные товары, уменьшение числа кустарей. Во многих источниках и художественной литературе можно прочитать о том, что в начале 1930-х годов в магазинах было очень трудно достать одежду, белье, обувь.

В этих условиях пресса всячески пропагандировала экономию ресурсов, рециклизацию (вторичное использование) товаров. Логичным продолжением этого стала идея делать валенки из остриженных в парикмахерских волос, то есть использовать бесплатный материал, производимый самой природой. Был ли в то время дефицит валенок или авторы идеи решили сыграть на опережение, выяснить не удалось. Если был, это могло быть связано с трудностями коллективизации: для производства валенок нужна шерсть, а поголовье овец сильно сократилось (в частности, из-за того, что многие крестьяне предпочитали резать скот, но не отдавать его в колхозы).

«Вечерняя Москва» впоследствии не раз обращалась к теме валенок из волос, однако тон публикаций был уже не таким оптимистичным. 9 января 1933 года был напечатан стихотворный фельетон Юрия Казарновского «Модный романс»:

Ты постриглась и стала маленькой
Без душистых, волнующих кос.  
Я сижу обалдело в валенках
Из твоих золотых волос… <…>
Чтоб с любимою расплатиться,
Я даю суровый обет:
Целый год я не буду бриться,
Чтоб соткали тебе берет!

19 января 1933 года газета напечатала заметку под заголовком «Стоит ли собирать волос». В ней приводятся данные, что за 6 дней в 10 парикмахерских собрали 33,5 кг волоса с 7392 человек (в среднем по 4,5 грамма с каждого). Всего в Москве 455 парикмахерских, значит, они могут дать 107 тонн волоса в год. Однако выяснилось, что экономия получается мнимой: расходы на обработку волоса весьма высоки. Его нельзя копить в парикмахерских, надо ежедневно вывозить в специальную дезинфекционную камеру при Боткинской больнице. «Это потребует огромных расходов. Кроме того, при первой же вспышке эпидемии сбор волоса придется прекратить». Сообщалось, что Наркомат легкой промышленности еще подумает, стоит ли рассматривать волосы как сырье для производства валенок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *