Главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Куприянов: Нам удалось вернуть в газету традиции

Ни для кого не секрет, что несколько лет назад ситуация в «ВМ» была близка к патовой. В 2011 году команда новых управленцев во главе с Александром Куприяновым провела ребрендинг издания, фактически осуществив его перезапуск. Газета вернулась в город, но на лаврах никто почивать не собирается. О настоящем и будущем издания рассказывает его главный редактор.

— Александр Иванович, вы работали во многих местах, в разных изданиях. «Вечерка» от них чем-то отличается?

— Конечно. «Вечерняя Москва» — это не просто газета, а газета традиций.  Ну или газета с традициями, можно и так сказать. Но так можно назвать далеко не каждое издание. Вот, скажем,  «Коммерсант» или «Ведомости», при всем почтении и уважении к коллегам, такими изданиями не являются. «Комсомолка» — да. И «Вечерка».  Которая была, начиналась и вновь стала частью атмосферы , частью культуры, быта и жизни нашего города.

— Это правда: ребрендинг издания принес свои плоды.

— Шесть лет прошло… И когда меня спрашивают, чем вы гордитесь за эти шесть лет, я всегда говорю, что самое главное — из массы того, что произошло за это время, — это возвращение газеты москвичам как традиции. Мы можем представить Москву без Арбата? Нет. А без Тверской? Нет. И без ВДНХ не можем, и без булыжников на Красной Пресне, и без массы подобных знаковых вещей. Точно также нельзя представить город и без «Вечерней Москвы». Когда-то она входила в каждый дом, стоила три копейки, за ней выстраивались длинные очереди — поскольку все точно знали время ее выхода и спешили успеть купить номер. Потом, в постперестроечной сумятице, все было практически утеряно. Мы шесть лет назад начали возвращение газеты и бренда. И, думаю, вернули его, хотя работы впереди еще все равно очень много.

— Но она все же другая сейчас, «Вечерка».

— В каком-то смысле да, и иначе не могло быть — все вокруг сильно поменялось, мы живем в новом времени и пространстве. Когда-то эту газету воспринимали ну как … как домашние тапочки или неизменную спутницу, настолько она была привычна и четко вписана в окружающий антураж и ежедневную жизнь. Иногда, и это известно, ее называли даже «сплетницей» — поскольку она печатала объявления о разводах. Мы о разводах, как известно, объявлений не печатаем, но атмосферность газете возвращена. Это совместный вклад коллектива редакции, московской власти, нашего Департамента СМИ и рекламы — надо отдать должное их пониманию.

— Что значит атмосферность — в этом контексте?

— Ее, газету, снова привыкли покупать и читать. Ну а кроме этого, в традиции «Вечерней Москвы» всегда было объединение, домашность. Вот, скажем, на нашей площадке регулярно собираются всякие клубы: клуб учителей, обсуждающий острейшие вопросы образования и взаимоотношений педагогов и школьников, клуб участковых, клуб пресс-секретарей, объединение байкеров, а теперь еще и рок-музыкантов… Они все приходят к нам как домой, чувствуют себя тут хорошо, а главное — воспринимают все происходящее как «свое». А оно свое и есть! И это — наше достижение. У «Вечерки» были в свое время традиционные праздники, мы возвращаем и их. «Народы Москвы», например, были придуманы уже в наше время, но фестиваль вызвал у москвичей колоссальный отклик. Сейчас набирает обороты «Академия народного творчества». Это и есть возрождение атмосферы.  Мы этого добились — командой. Иногда меня спрашивают, конечно, а зачем, мол, все это нужно. А я точно знаю, что нужно и необходимо! Это часть нашего имиджа — в том числе.

— Какие движения в этом направлении будут совершаться дальше?

— Известно, что с «Вечеркой» традиционно сотрудничали лучшие литераторы и писатели. У нас хранится удостоверение Маяковского, сюда писали Ильф и Петров, Юрий Олеша ездил на репортажи… Мы стремимся вернуть писателей в газету, хотя сейчас это сделать непросто — одних союзов писателей штук пять насчитывается, и отношения у них непростые. Но мы движемся в этом направлении. Они уже приходят к нам, на страницы нашего «Литературного кафе». Надеемся, что вернем их и как клуб, просто не все получается быстро и сразу, да и не всегда так, как хотелось бы.   

— Говорят, что простых времен не бывает, но наше — точно не просто, для изданий в том числе.

— Да, это так. И в обществе, и в экономике сейчас переходный период, время брожения умов… А газеты переходного периода несут на себе и печать прежних достижений, и ростки нового… У нас — новый, современный ньюсрум, новые технологии, новые способы добычи контента, прямые эфиры, новые традиции. Но уникальность «Вечерки» именно в том, что многие ее традиции замечательно держатся на этом новом материале. Я знаю газеты, которые работают только в модели сайт-газета, иногда это очень успешные проекты, куда успешнее нас, но все же в целом тиражи  бумажных СМИ сегодня падают. Сочетание новых приемов и возможностей с традициями позволяет не только держаться на плаву, но и развиваться. Я очень рад, что это понимается нашей дирекцией. Георгий Михайлович Рудницкий влился в нашу общую команду полтора года назад, привел с собой креативных менеджеров, крепких профессионалов, и нам не только удалось выстроить отношения и найти общий язык, мы научились вместе смотреть в будущее. Наша стабильность, финансовая в том числе, напрямую зависит от работы дирекции. Я знаю, что во многих редакциях отношения между этими двумя «крыльями» любого издания строятся непросто, но мы встречаем и понимание, и желание добиваться совместных результатов. У нас именно в рамках дирекции очень успешно работает рекламная служба, а также медиацентр, без которого сегодня я представить работу редакции просто не могу. Он, кстати, находится точно на стыке редакции и дирекции, организуем массу мероприятий, но позволяет нашим журналистам и расширять свои связи, ньюсмейкерскую базу, «доставать» новых спикеров, экспертов, оригинальный контент.  

Правда, в смысле выстраивания отношений нам повезло не только с дирекцией. С Правительством Москвы, нашим Департаментом они тоже — тьфу-тьфу… Это всегда непросто, но благодаря нашим начальникам в первую очередь эти вертикальные отношения все же отстроены не по принципу заказчик-исполнитель. Безусловная наша удача и однозначная заслуга московского правительства в том, что они относятся к нам как к партнерам.

— А какой проект — из тех, что осуществляются сегодня в «Вечерке», у вас — любимый?

— Ну как выбрать? Хорошо. Пожалуй, это все-таки юнкоры. Уже несколько лет в стенах «Вечерки» работает Школа юных корреспондентов «Новый фейерверк». Это — наши новые силы, новые возможности. Не секрет, что кадры — страшная проблема. Что эта проблема стоит перед всеми — меня не успокаивает и не оправдывает какие-то недочеты. Но уровень подготовки приходящих к нам через вакансии очень часто настолько низок,  что слов нет. Ну очень низкий профессиональный уровень! Ничего не остается, как только учить ребят самостоятельно, надо же готовить себе смену!

— В юбилейный год над каким направлением будете работать особенно въедливо?

— Повторюсь — кадры, кадры, кадры. И улучшение контента. Надо дотягивать и недочеты в управлении. Я уверен, что ко мне, как к одному из главных менеджеров этого колоссального медиапроекта, не должны бегать со всякими мелочами. Людям нужно менять ментальность, учиться отвечать за вверенные им участки, современно управлять. Будем работать над этим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *