Ни для кого не секрет, что несколько лет назад ситуация в «ВМ» была близка к патовой. В 2011 году команда новых управленцев во главе с Александром Куприяновым провела ребрендинг издания, фактически осуществив его перезапуск. Газета вернулась в город, но на лаврах никто почивать не собирается. О настоящем и будущем издания рассказывает его главный редактор.
— Александр Иванович, вы работали во многих местах, в разных изданиях. «Вечерка» от них чем-то отличается?
— Конечно. «Вечерняя Москва» — это не просто газета, а газета традиций. Ну или газета с традициями, можно и так сказать. Но так можно назвать далеко не каждое издание. Вот, скажем, «Коммерсант» или «Ведомости», при всем почтении и уважении к коллегам, такими изданиями не являются. «Комсомолка» — да. И «Вечерка». Которая была, начиналась и вновь стала частью атмосферы , частью культуры, быта и жизни нашего города.
— Это правда: ребрендинг издания принес свои плоды.
— Шесть лет прошло… И когда меня спрашивают, чем вы гордитесь за эти шесть лет, я всегда говорю, что самое главное — из массы того, что произошло за это время, — это возвращение газеты москвичам как традиции. Мы можем представить Москву без Арбата? Нет. А без Тверской? Нет. И без ВДНХ не можем, и без булыжников на Красной Пресне, и без массы подобных знаковых вещей. Точно также нельзя представить город и без «Вечерней Москвы». Когда-то она входила в каждый дом, стоила три копейки, за ней выстраивались длинные очереди — поскольку все точно знали время ее выхода и спешили успеть купить номер. Потом, в постперестроечной сумятице, все было практически утеряно. Мы шесть лет назад начали возвращение газеты и бренда. И, думаю, вернули его, хотя работы впереди еще все равно очень много.
— Но она все же другая сейчас, «Вечерка».
— В каком-то смысле да, и иначе не могло быть — все вокруг сильно поменялось, мы живем в новом времени и пространстве. Когда-то эту газету воспринимали ну как … как домашние тапочки или неизменную спутницу, настолько она была привычна и четко вписана в окружающий антураж и ежедневную жизнь. Иногда, и это известно, ее называли даже «сплетницей» — поскольку она печатала объявления о разводах. Мы о разводах, как известно, объявлений не печатаем, но атмосферность газете возвращена. Это совместный вклад коллектива редакции, московской власти, нашего Департамента СМИ и рекламы — надо отдать должное их пониманию.
— Что значит атмосферность — в этом контексте?
— Ее, газету, снова привыкли покупать и читать. Ну а кроме этого, в традиции «Вечерней Москвы» всегда было объединение, домашность. Вот, скажем, на нашей площадке регулярно собираются всякие клубы: клуб учителей, обсуждающий острейшие вопросы образования и взаимоотношений педагогов и школьников, клуб участковых, клуб пресс-секретарей, объединение байкеров, а теперь еще и рок-музыкантов… Они все приходят к нам как домой, чувствуют себя тут хорошо, а главное — воспринимают все происходящее как «свое». А оно свое и есть! И это — наше достижение. У «Вечерки» были в свое время традиционные праздники, мы возвращаем и их. «Народы Москвы», например, были придуманы уже в наше время, но фестиваль вызвал у москвичей колоссальный отклик. Сейчас набирает обороты «Академия народного творчества». Это и есть возрождение атмосферы. Мы этого добились — командой. Иногда меня спрашивают, конечно, а зачем, мол, все это нужно. А я точно знаю, что нужно и необходимо! Это часть нашего имиджа — в том числе.
— Какие движения в этом направлении будут совершаться дальше?
— Известно, что с «Вечеркой» традиционно сотрудничали лучшие литераторы и писатели. У нас хранится удостоверение Маяковского, сюда писали Ильф и Петров, Юрий Олеша ездил на репортажи… Мы стремимся вернуть писателей в газету, хотя сейчас это сделать непросто — одних союзов писателей штук пять насчитывается, и отношения у них непростые. Но мы движемся в этом направлении. Они уже приходят к нам, на страницы нашего «Литературного кафе». Надеемся, что вернем их и как клуб, просто не все получается быстро и сразу, да и не всегда так, как хотелось бы.
— Говорят, что простых времен не бывает, но наше — точно не просто, для изданий в том числе.
— Да, это так. И в обществе, и в экономике сейчас переходный период, время брожения умов… А газеты переходного периода несут на себе и печать прежних достижений, и ростки нового… У нас — новый, современный ньюсрум, новые технологии, новые способы добычи контента, прямые эфиры, новые традиции. Но уникальность «Вечерки» именно в том, что многие ее традиции замечательно держатся на этом новом материале. Я знаю газеты, которые работают только в модели сайт-газета, иногда это очень успешные проекты, куда успешнее нас, но все же в целом тиражи бумажных СМИ сегодня падают. Сочетание новых приемов и возможностей с традициями позволяет не только держаться на плаву, но и развиваться. Я очень рад, что это понимается нашей дирекцией. Георгий Михайлович Рудницкий влился в нашу общую команду полтора года назад, привел с собой креативных менеджеров, крепких профессионалов, и нам не только удалось выстроить отношения и найти общий язык, мы научились вместе смотреть в будущее. Наша стабильность, финансовая в том числе, напрямую зависит от работы дирекции. Я знаю, что во многих редакциях отношения между этими двумя «крыльями» любого издания строятся непросто, но мы встречаем и понимание, и желание добиваться совместных результатов. У нас именно в рамках дирекции очень успешно работает рекламная служба, а также медиацентр, без которого сегодня я представить работу редакции просто не могу. Он, кстати, находится точно на стыке редакции и дирекции, организуем массу мероприятий, но позволяет нашим журналистам и расширять свои связи, ньюсмейкерскую базу, «доставать» новых спикеров, экспертов, оригинальный контент.
Правда, в смысле выстраивания отношений нам повезло не только с дирекцией. С Правительством Москвы, нашим Департаментом они тоже — тьфу-тьфу… Это всегда непросто, но благодаря нашим начальникам в первую очередь эти вертикальные отношения все же отстроены не по принципу заказчик-исполнитель. Безусловная наша удача и однозначная заслуга московского правительства в том, что они относятся к нам как к партнерам.
— А какой проект — из тех, что осуществляются сегодня в «Вечерке», у вас — любимый?
— Ну как выбрать? Хорошо. Пожалуй, это все-таки юнкоры. Уже несколько лет в стенах «Вечерки» работает Школа юных корреспондентов «Новый фейерверк». Это — наши новые силы, новые возможности. Не секрет, что кадры — страшная проблема. Что эта проблема стоит перед всеми — меня не успокаивает и не оправдывает какие-то недочеты. Но уровень подготовки приходящих к нам через вакансии очень часто настолько низок, что слов нет. Ну очень низкий профессиональный уровень! Ничего не остается, как только учить ребят самостоятельно, надо же готовить себе смену!
— В юбилейный год над каким направлением будете работать особенно въедливо?
— Повторюсь — кадры, кадры, кадры. И улучшение контента. Надо дотягивать и недочеты в управлении. Я уверен, что ко мне, как к одному из главных менеджеров этого колоссального медиапроекта, не должны бегать со всякими мелочами. Людям нужно менять ментальность, учиться отвечать за вверенные им участки, современно управлять. Будем работать над этим.