Трагедия феи. Когда тридцатилетние мальчики становятся мужчинами?

Селфи, музыкальные фестивали, компьютерные игры и узкие штаны — сегодня это атрибуты не только старшеклассников. Взрослые мужчины наравне с семнадцатилетними бороздят просторы Интернета и прыгают на концертах. Почему современные мужчины отказываются взрослеть и где грань между непосредственностью и ребячеством?

1.

— Чин-чин! — помнишь? — смеется Дина.

— Помню, Дин-Дин, — в тон отвечаю ей я.

Мы чокаемся бокалами на тоненьких ножках и продолжаем пересматривать фотографии из прошлогодней поездки на море. На летней веранде в городском парке пахнет свежей травой и сухим деревом. Ветер слегка шевелит цветы в вазах и сдувает светлый локон с Дининого лба. Одной рукой Дина возвращает прядь на место, а другой продолжает листать картинки на смартфоне. Совместное селфи в коротких платьях по колено в воде, я ем персики на балконе в отеле, Дина в соломенной шляпе, лиловый закат. Белый прямоугольник на несколько секунд возникает поверх вечернего пейзажа. «Знаешь, я, кажется, скучаю» — и одиннадцать цифр. Мы обе молчим.

2.

Вы наверняка встречали таких мальчиков. Сначала ты замечаешь его на языковых курсах, но все ограничивается тремя занятиями («да, я немного знаю французский»), потому что теперь он занимается сноубордом. Потом на пару с приятелем он почти открывает фотостудию (тату-салон, прокат катамаранов, нужное подчеркнуть), потом решает заняться предпринимательством в Интернете… И не важно, сколько ему лет — 17 или 37 — всегда при нем стандартный набор из фразы про «жить здесь и сейчас», задумчивого взгляда вниз и в сторону и мальчишеской улыбки. Эти клише в разной тональности используются и с девушками на заднем сиденье такси, и с женатыми друзьями (когда разговор заходит о прелестях жизни без обязательств, а он — угадайте почему — заходит постоянно). И эти клише часто работают, черт возьми! Сработали и с Диной.

С Петей, который, кажется, скучает, Дина познакомилась на летнем музыкальном фестивале. В бриджах и топсайдерах 2 ему, казалось, не больше 23. Потом он поведал, что ему 28 и он работает на радио. Дина стала ездить к Пете в студию и восторженно рассказывать мне о том, как он гладил ее по светлым волосам, продолжая вещать что-то в прямом эфире ночному городу.

А потом Дина как-то заметно погрустнела и все чаще стала говорить, что Петя — ну, он же творческий человек, ему нужно пространство… В общем, творческий Петя периодически переставал отвечать на звонки и одновременно чекинился 3 в разных барах, устало кидал, что «ему нужно отдохнуть» и что Дина слишком парится.

За год отношения никуда не продвинулись, и Дина с Петей разошлись. Вернее, все как-то провисло — однажды Дина просто не сняла трубку после очередного Петиного творческого кризиса, а он больше и не звонил. А спустя полгода решил напомнить о себе. Как в сказке — помните? «Мы улетаем, словно самые бессердечные существа (дети все таковы, но они так милы!), живем, ни о ком не думая, а потом, как только нам потребуется особое внимание, мы благородно возвращаемся домой, уверенные, что нас встретят с распростертыми объятиями, а не шлепками» 4.

3.

Психологи диагностируют у таких веселых, бесхитростных и бессердечных тридцатилетних мальчиков, как Петя, синдром Питера Пэна. Популярность этому термину подарил Дэн Кайли, когда назвал так «вечных детей» в своей книге «Мужчины, которые так и не выросли» в 1983 году. Степень выраженности этого синдрома бывает разной, но симптомы, как правило, одни и те же: увлечение фэнтези или компьютерными играми, бесконечная любовь к гаджетам, частая смена увлечений и мест работы. Как и герой Джеймса Барри, такие мужчины эгоистичны и считают, что их не понимают.

Женщины любят их за непосредственность, легкость и обаятельность. Тем более взрослые мужчины, подверженные синдрому Питера Пэна, как правило, стараются оставаться в тренде и заботиться о своей внешности, поэтому выглядят моложе ровесников. Однако взять на себя ответственность для невзрослеющего мужчины — задача почти невыполнимая, поэтому серьезных отношений не получится.

— В отношениях синдром Питера Пэна проявляется как нежелание, или поздно приходящее желание, создать семью в сочетании со сменой женщин, — рассказывает врач-психотерапевт, сексолог, профессор Института психоанализа Александр Полеев. — На самом деле чаще всего при исследовании развития и формирования особенностей подсознания мы обнаруживаем страх перед продолжительными отношениями. Обычно когда такой мужчина пробует жить с женщиной в одной квартире, то через несколько дней он начинает испытывать немотивированную тревогу, дискомфорт и раздражение.

Такой человек хорошо чувствует себя, когда живет один, а с женщинами встречается. Это следствие некой психической травмы в детстве, как правило от матери: на подсознательном уровне мужчина ждет от женщины упреков, критики и агрессии.

Обладание каждой новой женщиной является способом самоутвердиться. Каждый раз на протяжении нескольких дней после появления новой партнерши он испытывает комфорт, ведь, если женщина вступила с ним в связь, это как поощрение, здесь имеет место признание его достойным партнером.

Да, безрадостная перспектива, что тут скажешь. Однако Александр Моисеевич уверен, что все мальчики в итоге взрослеют, а значит, надежда есть! — Особенности невротических расстройств состоят в том, что они проходят с возрастом. И человек, который ни за что не хотел жениться и считал семью глупостью, к каким-нибудь 40–45 годам может поменяться. У него возникает потребность в семье, и он создаст ее с женщиной, которая даже может несколько уступать его бывшим партнершам. Женщинам, которые хотят связать свою жизнь с таким молодым человеком, психотерапевт советует следующее:

— Степень выраженности этого синдрома может определить только психолог. Если синдром мягкий, а женщина хочет связать жизнь с этим человеком, то она может что-то сделать, прежде всего не навязываясь в качестве жены. Но если женщине 35, а синдром ярко выраженный, то лучше не терять время, для семейной жизни такой человек пока не готов.

4.

С момента употребления Дэном Кайли термина «синдром Питера Пэна» прошло уже больше тридцати лет, и популярность его только возрастает.

— Проблема мужественности и форм мужского поведения имеет две точки приложения,— говорит психолог Александр Федорович.— Первая— это социальная. В нашем обществе сегодня разрушаются в принципе все базовые ценности. Стирается граница мужского и женского. Вторая точка приложения — психологическая: мужчина, воспитываемый женщиной, теряет мужское начало. А приоритет принадлежит женщине — мы имеем дело с матриархатом. Основным воспитателем ребенка является сначала мать, потом воспитательница в детском саду, потом учительница… Вместе этот комплекс разрушает гендерные роли.

Альтернативным выходом из ситуации может стать изменение системы восприятия и системы воспитания. В рамках национальной программы нужно привлекать к воспитанию детей лучшие кадры. Мы всегда придумываем, как лечить взрослых, когда надо заниматься детьми. Ведь синдром Питера Пэна — он-то точно родом из детства.

Виктор Хабаров. Так развлекаются на корпоративах сотрудники одной из московских компаний. Забавы, которыми раньше развлекались подростки, сейчас приходятся по душе тридцатилетним мужчинам

Того же мнения придерживается и кандидат психологических наук Светлана Колосова: — Конкретно в нашей стране действительно есть такой феномен, как синдром женского воспитания. Привычка слушаться женщину у мальчиков впитывается с молоком матери. Еще одна причина — это освоение мужчиной новых ролей. Не только женщины стали занимать мужские посты — мужчина тоже осваивает новые профессии. Согласитесь, у мужчины-дизайнера и мужчины-металлурга — разные энергии, потому что по психотипу это разные мужчины. У мужчины-дизайнера больше женской энергии — он должен уметь слушать, воспринимать, реагировать. Наше общество в принципе сейчас стало более шумным и эмоциональным — откровения стали более общепринятыми. Если раньше мужчина не должен был плакать — на экране мы видели суровых парней или ковбоев, то сейчас, если в фильме мы видим романтичного мужчину, рыдающего, потому что его бросила невеста, — это нормально — он же тоже человек. Он не вызывает у нас отвращения. Мы перешли в новые стандарты, где мужчина стал менее мужественным, где он стал более размытым по своим обязательствам. И женщина стала менее женственна, менее ориентирована на семью, на мужскую помощь.

5.

Взрослеть отказываются не только мужчины. Последние лет двадцать мировая общественность активно обсуждает эту тенденцию — стремление к вечной юности. Стареющих тинейджеров называют кидалты — от слов kid — «ребенок» и adult — «взрослый» — человек, сохраняющий свои детские и юношеские увлечения. Это общемировой тренд. Сегодня, когда оказаться в другом конце мира можно за одиннадцать часов, никто не хочет обременять себя лишними обязательствами. Слишком много еще неувиденного, слишком много юношеских мечтаний не воплощено в жизнь. Так что приписывать синдром вечного ребенка только мужчинам неверно — 40-летние женщины не хотят выглядеть на 40 — они хотят лазить в горы и иметь молодых любовников, иметь длинные ногти и ничего не делать по дому.

Мы все хотим наслаждаться жизнью и не хотим париться по поводу политики или экологии, или семьи. Что это — естественное порождение общества потребления? Попытка уйти от скуки? Навязанный рекламой стереотип про «жизнь ради жизни»? И как жить вместе двум неповзрослевшим детям? В общем, совсем не детские вопросы.

Светлана Колосова: «Я считаю, что все эти энергии: инь–ян, мужское–женское, жизнь– смерть — нестатичны. Поэтому в изменениях, которые происходят в мире, я не вижу чего-то сверхъестественного. Я вижу проблему в том, что у женщины существуют своего рода невротические ножницы — они заключаются в том, что женщина хочет, чтобы мужчина пел ей серенады, был романтичным, трогательным, говорил о любви… Но в то же время она требует от него защиты, чтобы он был брутальным, опорой, стеной, решал все проблемы. А эти качества не уживаются вместе. Нужно понять, что так просто не может быть — и выбирать партнера по своим приоритетным потребностям. Мы хотим сочетания несочетаемого. И это делает женщин несчастными».

Касательно кидалтизма в целом: наверное, самая идеальная позиция — это когда человек, несмотря на свое желание быть молодым, на какую-то непосредственность, осознанно идет по жизни. Таких людей немного, но они есть, и на них надо равняться. Они выходят из образа Питера Пэна, взяв от него молодость, энергию и драйв, но добавляют туда ответственность и осознанность. И это прекрасно.

6.

Мир стал более податливый — он дает нам большее пространство для маневра. Мода стала расслабленнее, на концертах популярных групп рядом с семнадцатилетними отбивают ладонями ритм мужчины и женщины возраста их родителей, а компьютерные игры уже не кажутся странным способом снять стресс. Общество лояльно принимает эти капризы — как говорится, чем бы дитя ни тешилось… Многих девушек привлекает образ «непонятого» юноши, трогательно опускающего реснички или задумчиво выпускающего сигаретный дым.

Но «как в сказке» бывает только в сказке, и капризные двадцатилетние мальчики превращаются в брюзжащих стареющих мужиков. Юные девушки интересуются ими, пока не вырастут, а взрослые женщины распознают Питеров Пэнов с первой же фразы и больше никогда не отвечают на их звонки — хочется, чтобы кто-то помогал тебе решать проблемы, а не создавал новые. Поэтому зачастую мальчики стареют в одиночестве среди своих так и не сбывшихся мечтаний. И я думаю, что нет на свете сказки печальнее.

«И Питер Пэн теперь прилетает за Маргарет, и они вместе улетают на остров Нетинебудет, и Маргарет там рассказывает ему сказки о нем самом, и он их слушает с жадностью. Когда Маргарет вырастет, у нее родится дочь, которая тоже, в свою очередь, сделается мамой Питера, и так это будет продолжаться до тех пор, пока дети не разучатся быть веселыми, непонимающими и бессердечными».*

*Цитата из книги Джеймса Барри «Питер Пэн».

Чин-чин — итальянский тост.

Топсайдеры — модная модель обуви.

Чекин — to check in (англ.) — отметиться по прибытии. В контексте социальных сетей — это отметка о географическом положении пользователя на карте.

Об авторе

Ксения Ракитянская — сотрудница медиацентра «ВМ». Учится на социологическом факультете МГУ.

Трагедия феи. Когда тридцатилетние мальчики становятся мужчинами?: 247 комментариев

  1. يتعلق فن النجارة بكل ما يتعلق بالخشب ، سواء كان خشبًا طبيعيًا أو صناعيًا ، مما يجعل الأشياء مفيدة للناس ، مثل الكراسي والأثاث المتنوع ، وكذلك صنع الأشياء المفيدة للناس ، مثل الإطارات والزخارف الخشبية ، وتتعلق باستخدامات تجميل الجدار. مع وجود عدد لا نهائي من هذه التصميمات المنتشرة في جميع أنحاء العالم ، قد تعكس بعض التصميمات الخشبية ثقافة وتاريخ وتقاليد بعض الأشخاص ، مثل الفنان رون فان دير. إنه من أجل والفنان الروسي سيرجي بوبكوف مشهور بصنع المنحوتات الخشبية المذهلة. تشتهر إفريقيا بتماثيلها الخشبية التي تعكس ثقافة الشعوب الأفريقية منذ العصور القديمة
    من أجل الوصول إلى الاحتراف في هذا المجال ، يجب على المرء أولاً أن يتعلم المبادئ والأساسيات ، ثم يكتسب الممارسة والخبرة في تنفيذ العديد من التصاميم باستخدام أدوات مختلفة وأخشاب مختلفة ، ويؤدي إلى الاحتراف في تنفيذ هذه الأعمال
    يمكنك العثور على نجار مع ورشة متخصصة في جميع أعمال النجارة وتضم فنيين من جميع التخصصات ، أو يمكنك العثور على ورشة بها تخصص أو تخصصين فقط. ومن أبرز هذه التخصصات
    صناعة أثاث المنزل والمكتب: تهتم بصناعة غرف النوم وغرف المعيشة وغرف الطعام والكراسي والمكاتب والمكتبات وغيرها من الأثاث الداخلي للاستخدام المنزلي والمكتبي.
    صناعة الأثاث الخارجي: تهتم هذه الصناعة بإنتاج كراسي وطاولات الخيزران الموجودة في النوادي والحدائق
    صناعة الأبواب والنوافذ.
    صناعة الإطارات الخشبية والتحف والزخارف الخشبية الأخرى: يتطلب هذا النوع من الفن دقة كبيرة في التصميم والتنفيذ
    النجارون المعماريون: يشارك النجارون في بناء أساسات الأبنية مثل السلالم ، وفي الماضي كانت حتى الأسقف مصنوعة من الخشب ، وفي بعض البلدان تكون الأبنية الخشبية والمنازل شائعة ، وتحتاج إلى خبرة في البناء. عند التعامل مع القوانين والأخشاب ، تحتاج أيضًا إلى معرفة أنواع الخشب المناسبة لتحمل الوزن والرطوبة والتغيرات البيئية مثل العواصف والأمطار

    نجار الكويت

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *