Ежегодный товарооборот столицы — четыре триллиона рублей. Двенадцать миллионов тонн продуктов потребляют горожане каждый год. Полтора миллиона людей работает в сфере торговли. Обеспечивает работу этого огромного комплекса Департамент торговли и услуг. Это в их ведении рестораны, кафе, магазины, ярмарки и рынки. Глава одного из важнейших ведомств города Алексей Немерюк — сегодняшний гость рубрики «Персона».
Беседа с главой Департамента торговли и услуг Алексеем Немерюком проходит буквально на ходу — он общается с корреспондентом «Вечерней Москвы» в машине, по пути со встречи с предпринимателем на заседание в департамент.
Рабочее утро создает неделю
К Алексею Немерюку мелкие и крупные предприниматели, а также желающие заняться бизнесом приходят с разными идеями. Волнуют бизнес-сообщество разные вопросы — речь ведут и об инновациях, и о том, как наладить торговлю кофе на пешеходных зонах, стоит ли продавать мороженое с веломобилей, чем удивить горожан на фестивале. Идей у бизнес-сообщества много, и к реализации каждого проекта Алексей Немерюк подходит не только с позиции чиновника, но и горожанина — нужен ли проект Москве, одобрят ли его жители. Поэтому утро у столичного чиновника начинается рано, надо все успеть: и совещания провести, и с предпринимательским сообществом встретиться.
— Я живу в Зеленограде на протяжении 39 лет, — говорит Алексей Алексеевич. — В 6.30–6.40 выезжаю в Москву. Дорожный трафик в это время очень напряженный. Но уверен, что те усилия, которые предпринимаются для решения этой проблемы, изменят ситуацию к лучшему. У каждой дороги есть характер. Трасса из Зеленограда в Москву — капризная.
— Если выехать в 6.30, то достаточно быстро добираешься до департамента, — рассказывает глава департамента. — Будешь выезжать ближе к семи утра, попадешь на пару часов в пробку. Случается, что приходится стоять порядка четырех часов в автомобильном потоке, но это в основном в зимнее время. Как-то, выехав из дома в пять утра, через 40 минут был уже в здании департамента, чем весьма удивил сотрудника охраны.
Оценку дают жители
За последние три года кадровый состав мэрии значительно изменился. Пришли молодые топ-менеджеры, часто уже создавшие свой, довольно успешный, бизнес. Это черта времени, некий тренд — высшее звено стремится не просто реализовать себя, добиться успеха. Они шагнули вперед — хотят сделать комфортным город, в котором работают и живут.
— Восьмилетний опыт работы, предшествовавший должности руководителя департамента, в частных коммерческих структурах дал определенную закалку, понимание бизнес-процессов, — пояснил Алексей Немерюк. — В департаменте график непростой, и не многие его выдерживают. Молодые ребята, пришедшие на госслужбу, считают, что она — манна небесная: пришел, сидишь, получаешь пусть не космическую, но хорошую зарплату. А ведь ответственность и нагрузки большие, и в таком напряженном темпе работает практически весь руководящий состав правительства Москвы. Но мы решаем интересные задачи и, самое главное, видим конкретный результат. И такую оценку в первую очередь дают жители.
Помогать, а не контролировать
Бизнес-сообщество Москвы — неоднородное. Это значит, что проблемы предпринимателям приходится решать разные.
— В Москве, как нигде, существует огромный спектр разных форматов торговли, общественного питания и бытовых услуг, — говорит глава департамента. — Я глубоко убежден в том, что лучшие рестораны находятся в Москве.
Не в Париже и не в Милане. Самые интересные новинки и технологии вводятся именно в тех магазинах и тех сетях, которые есть в столице. Основная наша задача — создавать условия для того, чтобы возникали новые форматы торговли, а действующий бизнес, основывающийся на прозрачных, понятных правилах и соблюдающий законы, развивался и расширялся. Тогда он, подобно маленькому ростку, который ты посадил в землю, сможет вырасти в большое дерево. Если же его долбить или, как выражается наш президент, кошмарить, то, конечно, ничего не получится. Поэтому есть некий паритет соблюдения интересов. Некоторые спорные вопросы городским властям помогают решать жители.
— Возможно, не все предприниматели считают нынешнюю политику правильной, или думают, что какие-то определенные действия совершаются в угоду неким структурам, — пояснил Алексей Немерюк. — Самый важный критерий оценки здесь — мнение жителей: довольны ли они количеством и ассортиментом магазинов в своем районе, какие услуги удовлетворяют или не удовлетворяют потребительский спрос, как строится ценовая политика, что лучше — рынки или ярмарки выходного дня.
Каждый день человек думает о хлебе насущном…
— Да, о магазинах, кафе… — соглашается Алексей Алексеевич. — Безусловно, есть проблемы ЖКХ, транспорта, медицины, но в любом случае общественный транспорт ходит, пробки уменьшаются, появляются новые парковочные места, можно свободно проехать в центр Москвы, не пытаясь припарковаться в сугроб, как это было раньше. Многие критиковали меня за то, что работа нашего департамента могла разрушить малый бизнес столицы, когда убирались палатки из города. Да, мы ликвидировали 14 тысяч палаток из Москвы, но из них четыре тысячи стояли нелегально. На сегодня наличие 7,5 тысячи палаток на улицах города вполне удовлетворяет спрос жителей. Были территории, где концентрация ларьков превышала все допустимые нормативы. И неправильно говорить о том, что мы не даем возможности развиваться малому бизнесу. Например, появляются стационарные магазины, которые раньше из-за большого скопления торговых палаток были попросту закрыты. Есть яркие примеры, когда старейшие магазины, работавшие с советских времен, после появления рядом с ними мелких торговых точек были вынуждены сворачивать свою деятельность. Конкурировать с тем, куда ты практически не вкладываешь денег, очень тяжело.
Ведь нелегальный киоск не требует серьезных финансовых вложений — сам ларек старого формата стоит недорого, иногда — покупается бывший в употреблении, платить отчисления и налоги за размещение, участвовать в конкурсе нелегальному владельцу не нужно. Сплошная «экономия», только на городском бюджете, а значит — и на кармане каждого горожанина. Впрочем, главная задача Департамента торговли и услуг все-таки не контроль над бизнес-сообществом, а помощь предпринимателям. Хотя есть сферы, которые без присмотра не оставишь.
— Например, есть непростой алкогольный рынок, — говорит Алексей Немерюк. — Москва привлекательна как для легального бизнеса, так и для тех, кто готов незаконно погреть руки на спиртосодержащей продукции. За прошедшие полгода мы конфисковали более 50 тысяч бутылок контрафакта или проданной без лицензии продукции.
Задекларированные запреты
Буквально недавно тема реализации алкоголя ресторанами и торговыми сетями обсуждалась повсеместно — все дело в декларациях.
— Сложная тема. 21 июля было крайним днем для их сдачи, а за три дня до этой даты всего 43 процента ресторанов и торговых сетей подали декларации об обороте алкогольной продукции, — пояснил Алексей Алексеевич.— Ситуация значительно улучшилась, в том числе благодаря участию прессы в данном процессе. Хотя существует порядка 500 компаний, лицензии которых будут аннулированы. Среди них есть и достаточно известные потребителю. Проблема сложная, и контроль за оборотом алкогольной продукции возложен на субъекты Российской Федерации. Но мы работаем, никто не жалуется. Три человека в департаменте занимаются десятитысячной армией магазинов и ресторанов, которые должны подавать эти декларации, а также проверять, что они реально выполнили. Тема запретов волнительна и для курильщиков. Ведь теперь в заведениях общепита курить запрещено.
— Здесь ситуация двоякая, — рассуждает глава департамента. — Меня часто критиковали, в том числе коллеги, разработчики законопроекта и другие структуры в том, что департамент неправильно трактует законы. Мы запретили курить на летних верандах. Законодатели не согласились, сказав, что курить нельзя в закрытых помещениях, а веранды проветриваются. Тем не менее веранды — это сооружения.
— Да и в 15-м законе это четко прописано, — подтверждает Алексей Немерюк. — Мы уважаемым председателем Комитета Государственной думы по охране здоровья Сергеем Калашниковым раз в неделю обмениваемся вежливыми письмами о том, что думаю я, и о чем думает он. Периодически встречаемся в прямых эфирах на радиостанциях. Но московские рестораторы в большинстве своем отнеслись положительно к запрету. Наши проверки показали, что до 90 процентов заведений исполняют федеральный закон, и для них это вопрос престижа. Cейчас становится модным следить за своим здоровьем и не курить. Да, некоторые этого не делают в силу определенных причин и хотели бы бросить, но не могут. Подобная санкция — хороший повод оставить вредную привычку. У меня многие родственники, друзья — курильщики, но они сказали «спасибо» за запрет на курение в ресторанах.
Москва удобная и фестивальная
Сезонные фестивали — одно из нововведений этого года. Теперь горожане могут отдохнуть не только на рождественских ярмарках.
— Одно из направлений, которым департамент занимается в этом году — организация городских фестивалей, — рассказал Алексей Алексеевич. — Оно не обслуживает напрямую население, носит не сугубо торговый характер, а больше культурный, развлекательный и анимационный. «Путешествие в Рождество», Пасхальный фестиваль, «Московская весна», а недавно мы анонсировали проведение фестиваля «Московское варенье» — мероприятий много, и ежегодно их посещают пять-шесть миллионов человек. В перспективе проведение еще четыре-пять событий.
Атмосфере содействуют и пешеходные зоны, которые сейчас создаются в столице.
— В свое время было много критики по поводу того, зачем Москва делает пешеходные зоны, — говорит Алексей Немерюк. — В итоге сейчас сотни и тысячи людей ходят по ним, сидят в кафе, пьют кофе, едят мороженое, и никто не помнит, например, что раньше на Никольской, кроме машин и пробок, не было ничего. Одни автомобили, стоявшие в два — в три ряда. И ничего хорошего и цивилизованного в этом не было. Перед городом стоит задача проводить такие мероприятия, которые привлекали бы не только москвичей и гостей столицы, но и заинтересовывали предприятия. В фестивале «Московское варенье» изъявили желание поучаствовать порядка трех тысяч предприятий столицы. Это хороший отклик. Мы никого не заставляем, кто хочет — вперед и с песней. Организации сознательно идут на это. Участвуют в создании концепции развития нашего города.
Опыт столицы
На столицу обращают пристальное внимание другие города страны и мира в целом. Некоторые московские инициативы перенимаются субъектами России.
— Некоторые представители федеральных министерств меня ругают — мол, ты начинаешь убирать с городских улиц палатки, запрещаешь курить на летних верандах, накладываешь сто тысяч штраф на тех, кто не подал алкогольную декларацию, и регионы вслед за тобой так же поступают, используя подобные подходы, — поясняет Алексей Немерюк. — Но многие мои коллеги, приезжающие в столицу из других субъектов — Ростова, Санкт-Петербурга, Краснодара, Воронежа, Липецка, Владимира и других городов, — отмечают, что благодаря правительственным инициативам Москва становится красивее, лучше, чище. И мы над этим будем работать.
Небо манит
Осилить такой груз работы и ответственности непросто. Но глава департамента находит время по средам, четвергам и пятницам на занятие спортом. А еще — увлекается прыжками с парашютом.
— Четыре года назад я был еще в небе, — рассказывает Алексей Алексеевич. — В свое время увлекся прыжками с парашютом, выполнил норматив мастера спорта. Но, как обычно это бывает, в силу неуемного характера хотелось достичь большего, пошел на рекорд России и получил очень тяжелую травму. Потихонечку из нее выхожу, но не теряю надежды вернуться в парашютный спорт, хотя родные и близкие не одобряют произошедшего. Но небо манит… В работе это закаляет, к тому же я всегда любил экстремальные виды спорта — картинг, кайтсерфинг, парашют, вейкборд. Они не столько адреналиновые, сколько помогают расслабиться после трудовой недели. И мысли разогнать, освежить. Если спортом занимаешься, то важно его не бросать. При графике работы, когда в 6.30 утра выезжаешь, а возвращаешься после 11 вечера, надо быть в хорошей спортивной форме, поддерживать себя, свой характер.
Плотный график работы отражается и на возможности отдохнуть с родными.
— Проводить время с детьми удается нечасто, но вроде неплохие мальчишки получаются, — Алексей Немерюк улыбается, показывая на телефоне фотографию двух сыновей. — Были курьезные случаи, когда младший сын в возрасте двух лет виделся со мной только по выходным, а на третью неделю он перестал меня узнавать, сказав, что дядя пришел. Какой дядя? Папа! Но сейчас уже подрос, и к четырем годам более-менее позитивно реагирует. В течение пяти рабочих дней я их практически не вижу. Уезжаю — они спят, возвращаюсь — они тоже спят. Но все к этому привыкли, понимают и не жалуются. Моя жена тоже работает, уезжает и приезжает вместе со мной домой. Иногда чуть раньше может вернуться, приехав на электричке часам к 9 вечера, пока дети не спят.
Руководить — это призвание. Такая черта в характере либо есть, либо ее нет.
— Часто сожалеешь о том, что не видишь семью и детей, — поясняет глава департамента. — Конечно, в бизнесе можно было заработать больше денег, но это не важно. Здесь есть ответственность — за тех людей, которые пошли за тобой.
СПРАВКА
Алексей Алексеевич Немерюк родился 28 апреля 1975 года в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ). С 1976 года проживает в Зеленограде. В 1996 году окончил Московский институт международных отношений, затем — Высшую школу международного бизнеса Академии народного хозяйства при правительстве России. 20 апреля 2012 года распоряжением мэра Москвы назначен на должность руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы. Женат. Воспитывает двух сыновей.
Последние инициативы Департамента торговли и услуг города Москвы в цифрах
— Международный фестиваль «Московское варенье» пройдет в столице с 8 по 17 августа. Будут работать 19 площадок во всех столичных округах.
— 914 точек торговли бахчевыми культурами появились в столице 4 августа. Новые точки добавят там, где их ранее не доставало. Горожане смогут купить астраханские и волгоградские арбузы.
— Торговая отрасль наполняет бюджет города на 36 процентов. Ежегодный товарооборот столицы — 4 триллиона рублей. Работников сферы — 1,5 миллиона человек.
Из книги «Вечерка 95. Перезагрузка»