И небо на колокольне становится ближе

Нынешней осенью в Новом Иерусалиме откроется 75-метровая колокольня, восстановленная в рамках государственной программы реставрации одного из самых знаменитых российских монастырей.
На сегодня это крупнейший совместный проект государства и Церкви, сравнимый разве что с воссозданием храма Христа Спасителя.

Эту груду битого кирпича я впервые увидел лет сорок назад, в то незабываемое тихое осеннее утро, когда меня, ребенка, привезли в Новый Иерусалим. У испещренной выбоинами стены собора лежали останки красавицы-колокольни. Лишь две недели хозяйничала здесь в 1941-м дивизия СС «Райх», но память оставила страшную. Зарыв тысячу своих мертвецов на поляне перед монастырем, фашисты, уходя, взорвали твердыню православия. Эхо этого варварски-бессмысленного взрыва докатилось до Нюрнберга: он отдельным пунктом вошел в обвинительное заключение международного суда над фашистской Германией.

Восстанавливали монастырь долго и трудно. И все же удалось заново отстроить своды и уникальную ротонду Воскресенского собора, башни, трапезные палаты и надвратную церковь. А до колокольни руки и деньги так и не дошли, она осталась лежать в траве у собора. Мелькали дни, летели годы; я видел, как кирпичей становилось все меньше, как их стыдливо закрывали строительными щитами. И давно пропала наивная вера, что настанет день, когда Новый Иерусалим вновь зазвонит всеми пятнадцатью своими колоколами — во славу Бога и русской земли.

Колокола застыли в ожидании

Но в жизни, к счастью, есть место не только подвигу, но и чуду! И вот мы с игуменом отцом Феофилактом, нынешним наместником монастыря, стоим на месте той кирпичной груды из моего детства. Нет ее больше, нет! Зато над нами — все 75 метров восставшей из праха колокольни. Она еще в строительных лесах, на всех ярусах трудятся рабочие, но силуэт Нового Иерусалима вновь обрел ту гармонию, которую я видел лишь на пожелтевших рисунках в здешнем музее.

— Найдите мне сегодня архитектора, который поставит такую колокольню на фундамент глубиной 40–60 см! — улыбается отец Феофилакт. — Никто не сможет. А святейший патриарх Никон поставил!

Каменная громада почти 300 лет простояла на глине не шелохнувшись. Что это? Знак небесного покровительства или великий архитектурный талант патриарха?..

Сегодня, конечно, рисковать с фундаментом не стали.

— В глину засверливали трубы и нагнетали под давлением специальные частицы, в результате чего грунт становится подобным камню. Теперь под нами 11 метров скалы, — объясняет батюшка суть современных технологий. — Метод называется микродур. Немцы придумали.

— А денег немцы часом не дали? Ведь Германию обязали возместить затраты на восстановление Нового Иерусалима.

— Нет, нюрнбергские решения до сих пор не выполнены… — качает головой отец Феофилакт.

Мы потихоньку поднимаемся вверх — туда, к колоколам, где чуть ближе к небу. Посреди второго яруса на толстой балке висят 8,5 тонны гулкой меди — самый большой, Воскресенский колокол. Мастера скрупулезно следовали духу и букве Никоновой эпохи. Особенностью новоиерусалимских колоколов была богатая нарядка: не один какой-нибудь аркатурный поясок, а заполнение всей площади сверху донизу текстами, орнаментом, рельефным изображением икон и исторических личностей. Вот и на этом колоколе — царь Алексей Михайлович с супругой и наследником, патриарх Никон и икона «Воскресение Христово». Характерна и форма тулова — именно такие отливали в последней трети XVII века. На третьем ярусе — колокола поменьше, но отлитые с той же исторической точностью. Вот Всехсвятский — на нем узнаваемы все 450 святых на каждый день года, вот Богородичный колокол, вот Предтеченский. А еще выше завершается настройка уникального часового механизма с маленькими колоколами. Каждые 15 минут они будут отбивать коротенькую мелодию, раз в полчаса — подлиннее. А в полдень и в полночь раздастся мелодия «Христос Воскресе». И эту хитроумную штуку придумал гений здешних мест — шестой российский патриарх Никон.

Колокола застыли в томительном ожидании звонарей.

Осталось им потерпеть совсем чуть-чуть. Уже нынешней осенью над долиной речки Истры, как когда-то в жизни иной, давно скрывшейся во мгле времен, вновь поплывет малиновый звон…

Реставрация без фантазий

Чтобы оценить масштабы реставрационных работ, надо войти в Воскресенский собор.

Сказать «огромный», «невероятный», «поражающий» — все будет верно, и ничто не отразит суть. Эта «великая церковь», как величали ее в документах XVII века, поистине земной шири и небесной выси. Просто для сравнения: московский храм Христа Спасителя вмещает 10 тысяч человек, а Воскресенский собор — все 16 тысяч.

Патриарх Никон задумал поставить преображенное подобие центра христианского мира — храма Гроба Господня в Иерусалиме с его основными святынями: Голгофой, Камнем Помазания, Кувуклией, местом обретения Креста Господня. Он был и заказчиком, и главным архитектором, и генподрядчиком, и простым рабочим, ежедневно таскавшим на своих плечах кирпичи с завода, устроенного у подошвы холма.

Но восстанавливают не только Воскресенский собор, а целый монастырский комплекс со всеми церквями, корпусами, палатами, некрополем, километром 9-метровых каменных стен и 8 башнями. Укрепляют даже сам холм, усиливая его склоны. Очарование великой руины исчезло напрочь. С высоты колокольни монастырь похож на муравейник, в котором непрерывно снуют 1500 муравьев-рабочих в одинаковой спецформе. Под козырьками касок сплошь славянские лица.

Тут в цене квалификация, а не дешевая рабочая сила. Отец Феофилакт показывает собор.

Работа кипит повсюду: в алтаре, в приделах, в Кувуклии, обозначающей место погребения и воскресения Христа. Из каждого угла слышен стук молотков и визг дрелей, все мостится, укрепляется, выравнивается и красится. На втором этаже собора, в приделе Святителя Иоанна Златоуста, примеряют резьбу по дереву, выполненную лучшими мастерами страны. Если экспертный совет одобрит их работу, резьбу покроют левкасом, позолотят и прикрепят уже навсегда. Тут действует правило: научной экспертизе подвергается каждый реставрируемый или воссоздаваемый заново фрагмент собора.

Сначала утверждают проект, затем контролируют результат.

Как всякое сооружение с историей, в разные эпохи собор выглядел по-разному. При патриархе Никоне было одно убранство, в XVIII веке, когда в Россию пришло барокко с его лепниной, — совсем другое. Что же в итоге увидят туристы и паломники?

— Нам запрещено фантазировать. Где можно воссоздать вид храма, каким он был в XVII веке, где это документально доказуемо, мы это делаем. Если известна лишь картина на XVIII век — воссоздаем его. И стараемся, чтобы в итоге получилось не лоскутное одеяло, а эпохи гармонировали между собой, — объясняет концепцию отец Феофилакт.

Мы идем по заалтарному обходу, впервые примененному в русской церковной архитектуре. Приделы с изразцовыми иконостасами, посвященные крестным страданиям Спасителя, уже отреставрированы. Всего сохранилось пять иконостасов, созданных при Никоне. Один из них устоял при взрыве, но наклонился, и для его сохранения понадобилась уникальная операция: трехъярусный 20-тонный иконостас зафиксировали в специально сделанную металлическую конструкцию и… подвесили в воздухе.

Это дало возможность подвести под него новый надежный фундамент. Во время перемещений в пространстве подвижность иконостаса составила ничтожные 0,02 мм.

В Воскресенском соборе было устроено 28 приделов, это настоящий храм-град.

— Вообще-то святейший патриарх Никон хотел создать в соборе 365 престолов по числу дней в году, чтобы каждый день был храмовый, престольный праздник, — замечает батюшка. — Но не успел, его осудили и отправили в ссылку. Ученики патриарха поняли невозможность воплощения замысла учителя и создали семь храмов, посвященных каждому дню недели.

Последняя тайна патриарха

Сейчас уже понятно, каким предстанет Воскресенский собор к концу 2016 года, когда реставрация завершится. А вот как в будущем преподносить гостям обители ее святая святых — гробницу Святейшего Никона, еще предстоит решить. Слишком это щепетильная и, чего уж там говорить, больная тема.

В ночь на 1 декабря 1666 года простился патриарх со своим любимым детищем. Братия и трудники плакали. Никон помолился за всех христиан и «пойде в путь свой» — на суд и в ссылку. Увидеть вновь Новый Иерусалим ему было не суждено: патриарх вернулся сюда уже в гробу.

И 250 лет пролежали его честные мощи в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи, под горой Голгофой, в могилке, которую, по преданию, патриарх Никон выкопал себе сам. И случались на ней, как свидетельствуют бережно собранные монастырской братией свидетельства, многие и многие чудеса и исцеления больных. Издалека приезжали люди к Никону в надежде на чудо и получали по вере своей.

А в 1931 году по приказу ЧК гробницу вскрыли. Протокола не сохранилось, только фотография: видна глава патриарха, борода, золотая панагия и четки… Панагию с бриллиантами, патриарший куколь и сакос с подсакосником передали в музей. А дальше рассказы очевидцев разнятся. По одной версии, кости сложили обратно в гробницу, по другой — отчленив голову, бросили в кучу мусора и отправили на помойку. И покоятся ли ныне в гробнице мощи патриарха, до сих пор не знал никто.

Людям, конечно же, хотелось верить в лучшее. Даже в советское время они всеми правдами и неправдами проникали в закрытую на замок святыню, молились у гроба. А с середины 1990-х, после возобновления монастырской жизни и открытия гробницы для посещения, в нее хлынул поток паломников. Одни просто крестились, другие часами стояли на коленях… Нераскрытой тайне гробницы посвящали статьи, о ней сняли целый фильм, который можно найти в Интернете.

В 2011 году истринские краеведы обратились к патриарху Кириллу с предложением вскрыть гробницу. Он ответил: не время. Не рассчитывая узнать что-то новое, я поинтересовался у отца Феофилакта, раскроют ли когда-нибудь, по его мнению, последнюю тайну Никона.

— А вы знаете, все известно… — просто и как-то буднично ответил батюшка.

У меня вмиг пересохло во рту и язык прилип к небу. Но тут же болью пронзила догадка: такими бесцветными словами не говорят о чуде…

— По благословению Святейшего патриарха Кирилла гробницу вскрыли, — продолжил отец Феофилакт. — Она оказалась пуста. Мы не нашли не только мощей патриарха Никона, но даже частиц гроба.

Валялись только обломки керамики, пивная бутылка, пробка от портвейна, бараньи и куриные кости, а также обрывки газеты с заметкой о нападении Ирака на Кувейт.

Значит, кто-то залез в гробницу примерно в 1990 году, когда в стране было сами знаете что.

То ли золотишко искали, то ли просто какую-то пьянь потянуло на подвиги. Получается, останки патриарха Никона пропали либо тогда, либо, скорее всего, еще до войны.

— Мы сделали официальные запросы в архивы ФСБ России и Московской области, — закончил свой рассказ наместник Нового Иерусалима. — И получили ответы: никаких материалов о вскрытии гробницы в 1931 году нет. Так что от захоронения осталась одна колода из белого камня. Надгробие, конечно, восстановим. В каком виде, еще не решено. Увидите потом…

Мы помолчали. Спрашивать батюшку больше ни о чем не хотелось. Это сделал не лютый враг, не фашисты в 1941-м. Это сделали мы, Господи, твой чистый сердцем и дикий народ, который со своим патриархом творил горний Иерусалим на грешной земле, а потом вырыл учителя из могилы, ограбил и надругался над прахом.

Русская Палестина

С гульбища уже полностью отреставрированной и готовой к освящению надвратной церкви открывается прекрасный вид на окрестности. Холм напротив патриарх Никон назвал Елеоном — в честь Елеонской горы в Иерусалиме. Он был мечтатель, этот крестьянский сын Никита Минов, волею судеб ставший патриархом. Мало ему было поставить на Руси образ Иерусалимского храма! Возмечталось еще на холмистом пейзаже Среднерусской возвышенности написать икону Святой Земли, где бы нашли свое отражение главные евангельские топонимы. Так монастырский холм стал Сионом, узкая быстрая река Истра — Иорданом, гора за ней — Фавором.

Появились Назарет, Кана, Капернаум. А земля вокруг, до самого горизонта, была названа землей Обетованной.

В 1990-е годы выросли на Фаворе коттеджи. Теперь строительство запрещено, определена охранная зона памятника.

— Русская Палестина — необходимое обрамление Нового Иерусалима, — говорит отец Феофилакт. — Кое-что уже восстановлено. Очищен Силоамский источник, возрождается Гефсиманский сад. Со временем будет расчищен Кедронский поток у подножия холма. Монастырь меняется не только внешне. Несколько лет назад жаловался мне один из насельников: трудно, мол, найти уединение. Каждый день в ворота вваливаются толпы празднолюбопытствующих туристов, по выходным взяли моду гулять свадьбы. А ведь тут жизнь совсем другая, не семейная, сюда бегут от плотских соблазнов…

— Не докучают веселые свадебные процессии с обязательными поцелуями? — спрашиваю отца Феофилакта.

Ответил он неожиданно:

— Это хорошая традиция — в день бракосочетания поклониться святыням и попросить Божьего благословения. Святейший патриарх Кирилл разрешил совершать венчание в монастырях.

Церковь идет навстречу обществу, становится ближе и понятнее.

Сейчас, пока идет реставрация, братия живет за стенами Нового Иерусалима, в бывшей монастырской гостинице.

— Ждем пополнения, — делится надеждами игумен. — Хотим, чтобы в нашей святой обители собралось доброе братство.

Обитель святая, а ее основатель до сих пор не канонизирован. Слишком неоднозначное к нему отношение, в том числе и в церковной среде. Да, заслуги Никона неоспоримы, но и трагедию раскола из истории не вычеркнешь. Старообрядцы и сегодня его ненавидят. Впрочем, отец Феофилакт считает, что раскол вызвали не исправление книг и обрядов при патриархе Никоне, а действия светских властей, вторгшихся во внутренние дела Церкви.

— Патриарх Никон — самая оболганная фигура в истории нашей Церкви, да и государства тоже, — убежден мой собеседник. — Мы очень хотим, чтобы о нем больше узнали. Издаем книги, показываем творение его рук — Воскресенский монастырь. И тогда пусть люди сами решают, прославлять ли патриарха Никона в лике святых.

СПРАВКА

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году как собственная резиденция и воплощение идеи «Третьего Рима» в России. Строительство велось в два этапа, но через десять лет после основания монастыря работы были прерваны из-за опалы и ссылки Никона, длившейся четырнадцать лет.

 

Из книги «Вечерка 95. Перезагрузка»

И небо на колокольне становится ближе: 2 комментария

  1. الشركة السويدية إيكيا على يد انجفار كامبراد من منطقة نائية في السويد تسمى ألمهولت، قام كامبراد بتبسيط أسماء المنتجات وتسميتها بشكل فريد باللغة السويدية، تمتلك شركة إيكيا أكثر 12000 منتج، وتبيع مفروشات وإكسسوارات منزلية عالية الجودة، وبأسعار معقولة.
    تعتمد الشركات بالعادة الرموز والأرقام لفهرسة المنتجات، ولكن مؤسس شركة إيكيا إنجفار كامبراد كان يعاني من عسر القراءة، لذلك قام كامبراد بتسمية المنتجات تبعًا لكلمات وأسماء أماكن سويدية، وقد ساعده ذلك على تذكر أسماء المنتجات، وسهل على نفسه وعلى الآخرين تذكرها.
    تركيب اثاث ايكيا بالرياض

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *