Слово может воскресить и убить!

Сценарист Зоя Кудря рассказала «ВМ» о том, как рождаются ее истории.

Она написала сценарии к самым рейтинговым фильмам российского кино и телевидения — «Ликвидация», «Граница. Таежный роман», «Адмиралъ», «Курсанты», «Охота на изюбря», «Мосгаз» и др. При этом Зоя Кудря ужасно не любит, когда ее называют выдающимся сценаристом России, хотя таковой и является. Парадокс: мечтая работать в кино, она меньше всего думала о том, что когда-то ее работами заинтересуются ведущие российские телеканалы и даже западное кино. Автор лучших кинопостановок поговорила с «Вечерней Москвой» о проблемах современного кино, опыте общения со спецслужбами и своих планах.

eşya depolama
depolama
evden eve nakliyat

— Зоя Анатольевна, какая-то странная тенденция пошла: банкиры, силовики и их любовницы пишут стихи, картины, сценарии… Отчего такой всплеск любви к искусству у представителей разных профессий и соцстатуса?

— Не думаю, что люди берутся за перо ради денег, особенно в кино. Ведь это работа со словом. А слово — сильное оружие: оно может воскресить, а может и убить.

— Как у вас проходит процесс рождения идеи и изложения ее на бумаге?

— Идея рождается в голове мгновенно. Причин на то множество, и разные: беседа с друзьями, случайно подслушанный разговор, новость, история, да все что угодно. В процессе написания сценария я как бы параллельно смотрю кино. Бывает даже так, что начинаешь сочинять сюжет сценария, а записывать уже неинтересно, потому что я мысленно уже посмотрела этот фильм. У разных сценаристов разные ходы, у меня он простой: придумываю героев, «ныряю» в них и начинаю изучать их, что называется, «снизу». А другие сценаристы сочиняют историю «сверху» и, как марионеток, дергают персонажей нитями, как хотят. Но в этом нет плоти и крови. Они как бы «над», а я хожу низами, познаю, встречаюсь, разговариваю и переживаю со своими героями. Таким образом, появляется почва для дальнейшего написания сценария. Ведь люди есть в любой сфере жизни, и нужно их рассматривать с точки зрения друга, подруги, соседа, коллеги по работе и даже врага. Есть обстоятельства, в которые они погружаются, и эти обстоятельства можно и нужно изучить.

— Зоя Анатольевна, а почему вы ни разу не обратили взор на наш шоу-бизнес и не написали добротного сценария про этот пласт культуры?

— А я периодически прикасаюсь к шоу-бизнесу, но пока вот не складывается. Два года назад мы с музыкальным продюсером Игорем Матвиенко хотели снять кино под названием «Крымские каникулы», где главную роль должна была играть его подопечная Сати Казанова. Кстати, хороший был материал. Историю я придумала с ходу, буквально накануне нашей встречи с Матвиенко. Но не случилось.

— Кстати, актуальный получился бы фильм в свете происходящих событий на Украине

— Каждый год в Балаклаве разыгрываются импровизированные сражения, для участия в которых приезжают много англичан. Я придумала историю о том, как одна из потомков английских лордов поехала со своим дядей на эти сражения в Крым. У одного из предков этой девушки — военного хирурга — во время Крымской войны действительно была любовь с русской сестрой милосердия. Это просто притча в английской истории, и об этой легенде там очень много пишут и говорят. Вот потомственная британская аристократка и поехала увидеть страну и землю, где когда-то ее предок воспылал любовью к местной красавице. В Крыму она знакомится с байкером, в которого страстно влюбляется. Вокруг их любви и закручивается сюжет. Красивая история с обилием юмора.

Фото из личного архива. Главное при написании хорошего сценария, по мнению Зои Кудри, — это умение включить воображение. Именно оно помогает придумывать невероятные и остросюжетные истории

— А если вам поступит госзаказ на киноописание жизнедеятельности какого-нибудь государственного руководителя, согласитесь?

— Уже вряд ли. Как-то продюсер НТВ предложил проект — четыре серии о Борисе Ельцине. Я сказала, что могу написать, но при условии, что это будет политический триллер. Предложила описать три дня из жизни Ельцина, попытаться разобраться в причинах и деталях его прихода в Кремль. Параллельно — Горбачева.

Я бы показала Ельцина без прикрас, когда он брал власть: бесстрашного, отвязного и пьяного. Ведь за эти три дня его полюбили все, потому что людям нравится, когда кто-то что-то делает. Но вдруг мне сказали, что необходимо пообщаться с «семьей». Я сразу же отказалась. Не люблю контроля над тем, что пишу.

— Приступая к сценарию, вы заведомо прочите ему успех?

— Не думала, что «Охота на изюбря» пойдет с таким блеском. На Первом мне сказали, что после эфира двух первых серий к ним приехал представитель администрации президента и попросил все серии фильма. Я напряглась и подумала: ну все, попались! Ан нет, просто они захотели посмотреть все серии до конца. Видимо, не терпелось увидеть перипетии борьбы за бизнес в России 90-х, чтобы удостовериться: так все и было.

— А бывает, что приходит усталость и даже апатия к делу, которым вы занимаетесь?

— Бывает, просыпаюсь и думаю: как же я ненавижу работать. Но проходит немного времени, и начинаю корить себя за безделье, заставляю сесть за компьютер и что-то писать. Работаю, как правило, до четырех утра. Вытащить меня куда-то — целая проблема. Мои лучшие друзья — компьютер и ночь. Моя работа великолепна и плоха одновременно. Великолепна тем, что в любой момент можно погрузиться в придуманный тобой мир. Вы не режиссер или оператор, которые ищут актеров и правильный ракурс. Вы сценарист, у вас есть компьютер, захотите придумать любовь — садитесь и придумывайте такую любовь, какую вам хочется, и любите, как вам угодно. Придумайте человека, который носит вас на руках, а если есть враги, то уничтожьте их жестоко.

— А как вы, изолированный от внешнего мира человек, так детально описываете ситуации, людей и явления жизни?

— Мне не нужно много контактировать, я же включаю воображение, и оно, как правило, дает мне правильную информацию о происходящем вокруг.

— А не обидно, что сценаристы, как правило, остаются за кадром, хотя именно они и есть основоположники будущего кинохита? Да и награды обходят стороной и достаются лишь режиссерам да продюсерам.

— Иной раз смотришь фильмы, вроде ничего так, а потом лезешь в Интернет, чтобы узнать, кто же автор. Про всех написано, кроме сценариста. В этой связи я всегда рассказываю очень показательный случай, свидетелем которого стала. Было это на премьере «9 роты». Режиссер фильма Федор Бондарчук представлял творческую группу. А сценариста Юру Короткова представил так: «А это человек, который записал историю». Никто, конечно, не придал значения такой презентации.

Юра отошел в сторону, чтобы покурить. Вдруг вижу, как восторженная публика, сметая всех на пути, ринулась к Бондарчуку за автографами. А один из рьяных поклонников Федора, проносясь мимо Короткова, бросает ему свой плащ со словами: «Мужик, подержи пальто», — и сломя голову несется за вожделенным росчерком Федора. Вот эта фраза: «Мужик, подержи пальто» — относится ко всем сценаристам. Типа все, ребята, написали, спасибо: стойте в сторонке, курите и держите пальто.

— Выходит, защита сценаристов — дело рук самих сценаристов?

— В Союзе кинематографистов у нас есть своя гильдия. Ее президент Елена Райская — активный борец за наши профессиональные права. Однако немало сценаристов — за рамками гильдии. В моей мастерской на кафедре кинодраматургии было уже два выпуска — почти тридцать человек. Но вы даже не представляете, как трудно молодым людям с дипломом профессионала, выражаясь словами поэта, «вступить в этот круг завистливый и душный». Чуть ли не каждый деятель, считающий себя продюсером, норовит буквально вытереть ноги о новичков. Стараюсь «своих» защищать. Но это частная поддержка, а нужна государственная система защиты авторов, чтобы эффективно бороться с диктатом тех продюсеров, которые тянут одеяло на себя, цинично называя сценаристов биороботами.

— И что вы предлагаете?

— Вместе с единомышленниками для этих целей мы создали Фонд «КИТ» (Креатив — Инициатива — Творчество). Первые шаги «КИТа» — не только творческие мастер-классы, но и юридический ликбез. В перспективе хотим организовать регулярный фестиваль киносценаристов. Ищем спонсоров. Кстати, в Попечительском совете у нас кроме драматургов — известные режиссеры и продюсеры. Достаточно назвать одно имя Александра Наумовича Митты. Этот выдающийся режиссер первым заговорил о роли сценария и сценариста в создании фильма. В его киношколе драматургическая структура — главный предмет. Режиссеры ведь тоже разные бывают.

Вот, например, Евгений Сокуров (однофамилец каннского лауреата Александра Сокурова) попробовал «хлеб» сценариста. И вот о чем он мне признался в письме (читает):

«Как хорошо быть режиссером — не нужно думать, за тебя все уже придумали. Надувай себе щеки и командуй. А если еще и сценарий подробный, то режиссер может быть и сумасшедшим, и слепоглухонемым, и парализованным одновременно. Все равно кино состоится. Сценарная работа — это мучительный труд, бессонные месяцы. У меня на все время, пока пишу, пропадает сон. Мозги ворочаются круглосуточно. И это от меня не зависит. А работа на площадке для меня отдых. Коллеги на меня обижаются за эти слова, на что я им всегда говорю: что вам, ребята, мешает написать сценарий и проверить мои утверждения на практике? Придумайте историю, оформите все грамотно и уложите в формат, попробуйте выиграть сценарный конкурс со своим сценарием из множества конкурентов. Не получается? Тогда вы просто иллюстраторы чужих мыслей и не более. За вас все уже придумали сценаристы — и историю, и персонажи, и их характеры. Даже продюсер вам актеров дал. Так чего ж вы пыжитесь и считаете, что создатели кино — это вы и никто другой? Не помню, чтобы режиссеры в своих интервью упоминали сценаристов. Особенно меня умиляет, когда в титрах пишут: «фильм Ивана Пупкина». Какой это твой фильм? Кто владелец? Продюсер, который финансировал. Кто придумал историю и написал сценарий? Другие люди. А фильм твой? Нет, дружок, неправ ты… Именно поэтому написание сценария — мое самое нанавистное занятие. А на готовое упасть всегда много охотников. Я твердо убежден, что любой сценарист может снять кино в качестве режиссера, тем более по своему сценарию. Другое дело, получит ли он удовольствие от самого процесса съемок. Но далеко не каждый режиссер может написать сценарий…»

— Вам ведом тайный код, как удержать и приковать внимание зрителя к картине?

— Неведом. Но, например, режиссеры и продюсеры знают, что картину «спасают» дети и животные. Это всегда беспроигрышный вариант.

— А человеческие взаимоотношения?

— Есть два вида кино. Кино с «правильным» сюжетом, которое во второй раз ты уже не будешь смотреть, потому что тебе известен ход событий.

А есть драматургия во взаимоотношениях, когда их развитие продолжается на протяжении всей картины. И ты как бы влюбляешься в кого-то из героев, кого-то ненавидишь, кого-то жалеешь и т. д. Взять, к примеру, бессмертный фильм «Москва слезам не верит» по сценарию выдающегося мастера — Валентина Константиновича Черныха. Там и сюжета-то особо и нет, все уже знают фильм наизусть, но смотрят его снова и снова. Потому что там развитие отношений. В этом элементе драматургии Черных не имел себе равных.

— Вы получали из рук президента Государственную премию. Волновались сильно?

— Я волновалась лишь по одному поводу — что забыла расческу. Приехала вся всклокоченная, а расчесать волосы нечем. Еле-еле привела волосы в порядок. Но снимок с президентом получился ужасный. Я на нем как черный ворон (показывает фото).Президент сказал в мой адрес приятные слова, а за шампанским признался, что с интересом посмотрел все серии и даже отматывал назад любимые моменты. Не скрою, было приятно слышать это.

— Слышал, вы намерены сделать киноверсию спектакля «Юнона и Авось».

— Речь не идет о киноверсии спектакля. Есть замысел сделать и большое кино, и сериал. Конечно же, с потрясающей музыкой Алексея Рыбникова. Я придумала новую, приключенческую историю этой легенды о романтической любви, окрасив ее в патриотические тона. Ведь граф Резанов, кроме Аляски, хотел присоединить и Калифорнию к России. Он искал карты с указанием месторождений золота. А карты хранились у прибывших в Калифорнию испанцев. Он ведь ради этого и затеял любовь с Кончитой. Ну влюбилась эта мелюзга в русского офицера, но любовь любовью, а Резановым в первую очередь двигал патриотизм, желание обогатить Отчизну. Ведь у берегов Калифорнии уже шастали англичане, пронюхавшие о залежах золота в этих краях. Я придумала историю с отравлением Резанова. А карты были перерисованы русскими, что помогло увести англичан по ложному следу.

— Вы еще лауреат премии ФСБ. Коллеги и друзья не заподозрили вас в пособничестве спецслужбам?

— Да вы с ума сошли, какое пособничество? Этот могущественный орган вообще ко мне хорошо относится. После «Ликвидации» они даже вызывали меня к себе и предлагали написать о взятии дворца Амина и вторжении наших войск в Афганистан. Я предположила некоторые подробности, которые сильно отличаются от официальных.

— И какие они?

— Все сделал яд. Большинство работников и служащих резиденции были попросту отравлены КГБ. Это упростило взятие хорошо вооруженного и охраняемого объекта «номер один». На приеме в ФСБ я предложила версию званого бала, который устроил Амин и куда были приглашены послы многих стран с супругами и детьми. Советского посла и его семью пытаются взять в заложники, и в это время наш спецназ приходит на помощь и вызволяет наших граждан, перебив охрану и блокировав все выходы из дворца.

Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва». Президент России Владимир Путин вручает Зое Кудре Государственную премию в области киноискусства за сценарий к телевизионному сериалу «Граница. Таежный роман»

— А в ФСБ согласились с вашей трактовкой?

— Нет, конечно. Решила, что лучший способ уйти от предложения — это назвать большой гонорар за работу. Мы с Калпыковым назвали такую сумму, что генералы аж рты пораскрывали от нашей наглости. Но кино про современных чекистов они хотели снимать. Даже рассказывали мне свои истории. Например, когда один генерал еще учился в школе КГБ в Минске, они с друзьями, будучи в увольнении, искали знакомства с девчонками, которые могли бы пригласить их в гости и сытно накормить. Один из его друзей задружился с девушкой, представился ей сиротой, у них завязался роман, и спустя время дама стала настаивать на свадьбе. Бедолага был настолько озадачен сложившейся ситуацией, что не знал, как выпутаться из этой истории. Пришлось ему вместе с друзьями придумать жестокую историю. Дескать, он героически погиб, выполняя интернациональный долг в Афганистане. Эту версию и было поручено озвучить друзьям его любовнице. У девушки горе, ее родители в трансе. В общем, жизнь сломана. И что вы думаете? Аккурат через месяц в кабинет директора школы КГБ являются несостоявшаяся невеста с родителями с необычной просьбой. Они попросили позволить перенести прах этого паренька к ним на кладбище. «Он же сирота, пусть покоится в нашем семейном склепе», — причитала девушка. Вы можете представить состояние директора, который все это видел и слышал? Он потерял дар речи и не знал, как реагировать на этот абсурд. На следующий же день этот курсант был с позором изгнан из школы.

— А есть у вас запретные темы в сценариях или жесткие правила, которым следуете?

— Я никогда не завершаю кино мрачно, оно у меня всегда оптимистичное. Надо всегда искать в людях божью искру, она есть в каждом из нас, даже у самого отъявленного убийцы и насильника.

— Вы включены в список выдающихся сценаристов мира. Глядишь, и «Оскар» не за горами?

— Я совершенно спокойна ко всякого рода наградам и титулам. А за «Оскаром» не поеду — слишком много суеты (смеется).

СПРАВКА

Зоя Анатольевна Кудря родилась 8 января 1953 года в Туле. Окончила журфак МГУ и высшие курсы сценаристов и режиссеров Госкино СССР. Известный российский сценарист, автор сценариев ко многим популярным телевизионным и художественным фильмам, лауреат Государственной премии Российской Федерации, член Союза кинематографистов, руководитель мастерской во ВГИКе. Замужем, есть двое детей и четыре внука.

ОБ АВТОРЕ

Рамазан Рамазанов — обозреватель «Вечерней Москвы». Знаком со многими звездами и умеет разговорить любую знаменитость.

 

Из книги «Вечерка 95. Перезагрузка»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *