Разговор пришелся на перерыв в плотном графике Охлобыстина. Не успел он перевести дух после гастролей, как на носу уже школьное собрание у дочери Варвары и сына Василия. У Ивана и Оксаны Охлобыстиных шестеро детей — тут не заскучаешь.
О столичной публике
— Этой осенью вы представили в ряде городов России свою программу «Книга тайн». А Москву обошли стороной.
— Это интерактивное действие, в котором события вокруг мы вместе со зрителями интерпретируем в библейском ключе. Проводим аналогии, расшифровываем ситуации и поступки. Сейчас это стало актуальным. Я стараюсь ездить по небольшим городкам, региональным центрам. Не уверен, что 20-миллионной Москве, в которой жители, скажем, Северного и Южного округов отличаются, как те горожане в средней полосе России, такое будет интересно.
restbet
betpas
restbet
restbet
restizle
betpas
pasizle
betpas
pasizle
rulet nasıl oynanır
Столичная публика неоднородна и, увы, в большинстве заточена на активные поиски материальных благ, спонсоров и инвесторов. В провинции все иначе — там живут не экстраверты, как в столице, а интроверты. Они меня удивили. Поначалу думал, что им будет интересно поговорить со мной о кино, телевидении, медиапроектах, а оказалось, что людям хочется узнать об обычных житейских вещах. Россия сейчас активно воцерковляется, и такая объяснительная деятельность обрела новые смыслы.
— И как вы можете оценить духовное состояние общества?
— Неплохо. Да оно всегда было ничего — русские люди традиционно отличаются терпимостью, способностью выслушать, сопереживать. Но в настоящее время, когда после развала СССР прошел этап духовного накопительства, вернулся Крым и случилась так называемая Русская весна, людей снова стала волновать истина применительно к обыденной жизни: как понимать, поступать и прочее. Ведь Библия — это не только история о скитаниях израильского народа. Ее можно соотнести с этапами становления каждой личности и укрепления души.
Например, то, что еврейский народ в свое время переживал, попав в плен к вавилонянам, переживает и человеческая душа в отрочестве, когда она пленена страстями. Со временем дух человека крепнет, он превозмогает страсти, но тут новые искушения — это можно коррелировать с египетским пленом героев Библии. И так далее.
— Интересно, с каким пленом можно соотнести искушение вашей православной души славой?
— Я человек, слава богу, психически здоровый, весь этот флер меня не трогает. Окончил режиссерский факультет ВГИКа, и уже это меня дистанцирует от очарования актерской славой. Я снял только один фильм (детектив «Арбитр», 1992 год. — «ВМ») и понял, что режиссер из меня плохой и лучше быть даже не актером, а сценаристом, писателем, но ВГИК дал мне профессиональный иммунитет.
В любом случае с течением времени от флера остаются лишь обязательства перед людьми, которые смотрят фильмы с вами, просят сфотографироваться вместе, подписать что-то, поговорить. Нужно распределить свои силы, чтобы можно было каждому уделить внимание.
У нас победнее
— Свой успех вы называете случайностью. Интересно, на какие деньги бы вы растили детей, если бы эта востребованность не состоялась?
— Да работы полно! Какую-нибудь нашел бы — я не чураюсь ее. Писал бы. Или кузнечил — интерес к этому промыслу появился у меня после увлечения боевыми единоборствами. В ювелирное дело мог бы пойти. Хотя этим я и сейчас уже занимаюсь, но в свободное время. Делаю разные украшения для православных в ювелирной мастерской при храме Софии Премудрости Божией, в котором я служил до 2005 года. В лавке при этом храме продаются мои изделия — на них, правда, нет авторского клейма, но их активно покупают все равно. Был недавно на Афоне, в городе Уранополисе, который служит как бы вратами перед горой. Там много всяких магазинчиков вещей для паломников — кольца, браслеты с молитвами. В каждой второй лавке — мои изделия.
— Вы также участвуете в политической жизни. Из последнего — полемика с писателем либерального толка Григорием Чхартишвили, более известным как Борис Акунин.
— Я гражданин, с меня никто не снимал ответственность за семью и судьбу собственной Родины. Сторонники все той же Русской весны очень скудно представлены в полемике, хотя они составляют 80 процентов всего населения. Либералы — 10 процентов, но у них есть внятные спикеры, которые умело свои тезисы транслируют, если не сказать, паразитируют ими. Если хотите, я агент влияния от патриотов в массмедиа.
— Чудесно! Но либералов-то 10 процентов — пускай говорят.
— Нет, не пускай! Допускаю, что в любом нормальном обществе должно быть немного либералов, выступающих за ряд глупых свобод, и консерваторов, сторонников архаичного хода событий. И те, и другие работают, как в организме антитела, то есть провоцируют иммунные, очищающие, ответы.
Ведь посередине-то средняя 80-процентовая часть народа, которая обеспечивает государству жизнь и которую составляю в том числе и я. Да, либералы представлены ярче. Что греха таить, у нас много нечистоплотных чиновников, чьи дети учатся за границей. Они встречаются в Баден-Бадене или на Куршевеле, пьют мохито и дайкири или, не смешивая, мартини с оливкой. На них, богатых, и работает либеральное крыло. У нас победнее. По большому счету патриотически настроенная аудитория является косвенным участником полемики, ее призывают, только когда что-то надо. Я считаю такое положение дел несправедливым.
— Действительно, либеральное крыло представлено ярче.
— Посмотрите, как активно издается история России того же Чхартишвили. Ну это же вкусовщина! У нас есть Николай Карамзин, Сергей Соловьев, что нового может сказать автор простоватой беллетристики? Ничего, поэтому он занимается трактовкой истории на свой лад.
Однако есть риск, что молодежь, у которой картина нашей истории раздроблена из-за ЕГЭ и прочих плодов непродуманной реформы образования, уверует в эту с тройную, но чушь. Поэтому молчать нельзя. Должны быть те, кто представляет интересы большинства. Поездив по стране, со всей ответственностью заявляю: у нас хорошие люди, верящие в Россию. И за них кто-то должен говорить.
— Вы снялись в фильме «Иван Грозный» Павла Лунгина. Что думаете по поводу установки памятника этому царю?
— Вы имеете в виду в Орле? В данном случае памятник абсолютно правомерен — Грозный, на минуточку, основатель этого города, об этом записано в Никоновской летописи от 1566 года. Трактовать можно как угодно, но слово топором не вырубишь. При нем в шесть раз увеличилась территория страны. В то же время был ужас опричнины, но были заложены основы российской государственности.Было много хорошего и много плохого. Я не думаю, что есть смысл переживать по этому поводу.
Страдания в награду
— Вам не кажется, что понятие «патриотизм» в последнее время несколько дискредитировано?
— Нет. Когда под словом «родина» вы понимаете одну седьмую часть мира, то понятие «патриотизм» лишается всякой пошлости. Я вам больше скажу: русский народ — богоизбранный. С нами все будет хорошо до тех пор, пока Господу будет угодно существование этого мира. Нам больше тысячи лет, мы отлично понимаем Восток и Запад и можем разные цивилизации без ущерба для них сводить воедино. Как показывает история, когда начинается какая-нибудь глобальная разборка, в конце концов, все упирается в нас. Мы страдаем, многое теряем, но выправляем ситуацию. После чего у нас наступает лет на 30 расцвет, потом — застой, потом мы скучаем и ждем очередных разборок. Быть русским — это больше философское понятие, чем расовое.
— В чем же богоизбранность, если мы страдаем, терпим — санкции, гонения?
— Это участь любого святого, хорошего человека. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. Это из Евангелия от Луки. Какими бы мы ни были нескладными и как бы ни позорила себя наша элита, в русских есть черты, которые Господь хотел видеть в людях. Мы умеем принимать, жертвовать, благодарить, мы нетребовательны. Мои друзья-иностранцы не перестают удивляться, почему у нас самые красивые здания — это церкви. Что же тут странного — это показатель. Хуже, если в городе красивее всех казино.
— В одном из интервью пять лет назад вы говорили, что у вас тревога относительно будущего страны. А сейчас?
— Некоторое напряжение сохраняется, но уже не так сильно. Монархия укрепилась.
— Монархия?
— Да. Россия — всегда монархия, даже при генсеках и президентах. Личностный фактор — первый атрибут монарха, он у нас главенствует всегда. В тех же сказках с чего начинается: в некотором царстве, в некотором государстве… Не говорится: в некотором демократическом краю или в некотором уголке либеральных ценностей. Смешно же. Так что в целом все в порядке.
Широкие границы
— Ваш образ разрушает стереотипы православных. Чего стоят одни черепа, которые вы носите…
— Черепа, которые я ношу, символизируют голову Адама и обозначают мудрость. Баклановский крест (дореволюционная награда Донского казачьего войска. — «ВМ») с черепом — подарок одного афонского монаха. Вообще стереотипы часто упираются в каноны.
Есть такая христианская «Корчмая книга» (основной источник церковного права средневековой Руси. — «ВМ»), в которой заданы границы, в том числе и эстетические, для жизни православных. Я ею руководствуюсь. За эти рамки сложно выйти, так как это будет совпадать с уголовными преступлениями. Там все очень разумно. Например: женщина может носить брюки, но должна сохранять женственность.
— Вы как-то обмолвились, что воспитываете детей ремнем, чем повергли многих в шок…
— Ремень — крайняя мера на определенном этапе, когда маленькие дети не понимают ничего, кроме тактильного контакта. Хотя, конечно, это больше шумиха, чем непосредственно наказание. Но приходилось, да, шумным и нетравматичным ремнем… Изредка. Мы с Оксаной прежде всего уважаем наших детей, их личную жизнь. Старшей дочери Анфисе уже 21 год, младшему Савве — 10.
— Вы планируете вернуться к службе?
— Очень хочу. В старости. Завяжу с кинематографом, служить буду бесплатно, как всегда. Материальной ответственности за детей у нас уже не будет, поэтому мы с Оксаной проживем. Но это, если патриарх разрешит…
ДОСЬЕ
Иван Охлобыстин родился в 1966 году. Окончил режиссерский факультет ВГИКа. Написал сценарий для двух десятков фильмов, как актер снялся в 60 картинах, в том числе телесериалах. В 2001 году был рукоположен в священники Русской православной церкви. В феврале 2010 года был запрещен в служении, после чего вернулся к работе в кино. Вместе с женой Оксаной воспитывает шестерых детей: двух сыновей и четырех дочерей.
Из книги «Вечерка 95. Перезагрузка»