13 февраля: «Когда заживет рука, я снова пойду помогать бойцам Красной Армии»

20 декабря 1941 года советские войска освободили Волоколамск, почти два месяца находившийся в оккупации. На городской площади гвардейцы-танкисты увидели виселицу с восемью телами. Жители рассказали, что это были партизаны из Москвы, замученные оккупантами. Имена погибших выяснились только к январю 1942 года. А ровно 76 лет назад – 13 февраля 1942 года – вышел репортаж о траурном митинге в Москве, посвященном памяти казненных.

«КЛЯТВА КОМСОМОЛЬЦЕВ: ТРАУРНЫЙ МИТИНГ НА КРАСНОЙ ПРЕСНЕ

Светлой памяти восьми отважных комсомольцев – Пахомова, Галочкина, Кирьякова, Ординарцева, Каган, Маленкова, Луковиной-Грибковой и Полтавской, замученных и повешенных в Волоколамске кровожадными фашистскими извергами*, был посвящен вчера состоявшийся в Первом кинотеатре** траурный митинг молодежи и комсомольцев Краснопресненского района.

На сцене – портреты погибших комсомолок. С полотна смотрят милые лица простых советских девушек. У портретов несут почетный караул бойцы Красной Армии и комсомольцы Красной Пресни.

Педагог художественного училища им. Калинина тов. Синельникова рассказывает о девушках-патриотках.

— Фашисты растерзали наших студенток, наших воспитанниц, — говорит тов. Синельникова. – Студенты не забудут этого, никогда не простят. Чудовищное преступление фашистских палачей требует отмщения. И мы будем мстить!

На трибуну поднимается комсомолка Трехгорной мануфактуры Женя Пикунова. Гневом и жгучей ненавистью звучат ее слова.

Фото Павла Трошкина (во время Великой Отечественной войны — фотокорреспондент «Известий»)»

— Мы гордимся, что среди погибших народных героев есть две девушки с Красной Пресни. Их подвиг зовет нас к беспощадной борьбе с фашистскими убийцами, разоряющими наши земли, варварски уничтожающими на своем преступном пути все живое. Смерть фашистским оккупантам!

Витя Кусакин*** – юный партизан. Правая рука его забинтована – это уже третье ранение. Витя говорит о бесконечной преданности советских людей своей родине и партии Ленина-Сталина.

Витя перевозил на лодке через реку винтовки и пулеметы, оставшиеся в фашистском тылу, и передавал их красноармейцам. Когда наши части пошли в бой, он вместе с товарищем перевез через реку и доставил в безопасное место 50 раненых бойцов. Выполняя боевые задания, Витя ходил несколько раз в разведку. Попав в плен, он не выдал расположения наших частей. В тылу у врага он портил связь, метким огнем ранил фашистов.

— Когда заживет рука, я снова пойду помогать бойцам Красной Армии бить вшивую немчуру. Я буду мстить за погибших героев-комсомольцев, — говорит юный партизан.

На митинге выступают секретарь ЦК ВЛКСМ тов. Мишакова, секретарь МГК ВЛКСМ тов. Воинова и другие. От участников боев 1905 года на Красной Пресне берет слово тов. Деев-Хомяковский.

— Мы, участники боев на Красной Пресне, склоняем головы перед мужеством комсомолок, славных дочерей героев 1905 года.

Митинг посылает приветствие товарищу Сталину. Молодежь и комсомольцы Красной Пресни клянутся жестоко отомстить за растерзанных фашистскими извергами героев-комсомольцев».

** 4 ноября 1941 года по заданию разведотдела штаба Западного фронта в тыл к немцам были направлены 8 партизан – шестеро мужчин и две девушки. Все – комсомольцы из Москвы. Группа успешно перешла линию фронта у Волоколамска, но, подобравшись к одному из штабов врага, была обнаружена. В неравном бою фашисты сумели захватить всех восьмерых живыми. Двое суток их пытали, а 6 ноября вывели на Солдатскую площадь и расстреляли. Увидев, что некоторые еще дышат, фашисты вздернули всех – и живых, и мертвых – на виселицу. Снимать трупы не разрешалось – они должны были наводить страх на местных жителей. Лишь после освобождения города мучеников похоронили с воинскими почестями на местном кладбище. А специальная комиссия установила их имена. Пятеро были работниками завода «Серп и молот»: командир, Константин Федорович Пахомов (1912 – 1941), и боец Николай Александрович Галочкин (1914 – 1941) – конструкторами, Павел Васильевич Кирьяков (1915 – 1941) – машинистом фасонно-литейного цеха, Наум Самуйлович Каган (1915 – 1941) – инженером, Виктор Васильевич Ординарцев (1923 – 1941) – слесарем. Иван Александрович Маленков (1922 – 1941) работал слесарем на заводе «Москабель». Евгения Яковлевна Полтавская (1920 – 1941) училась на третьем курсе Московского художественно-промышленного училища имени М.И. Калинина. Александра Васильевна Луковина-Грибкова (1922 – 1941) работала на мебельной фабрике (в газетных публикациях 1942 года утверждается, что она тоже была студенткой художественного училища). Каждый из казненных был посмертно награжден орденом Ленина, на месте их казни на Новосолдатской улице Волоколамска был сооружен памятник.

*** Этот кинотеатр находился в 1936 – 1945 годах на улице Воровского, 31 (нынешний адрес – Поварская улица, 33), в здании, которое сейчас занимает Театр киноактера.

*** Кусакин Виктор Яковлевич (1930 – 1943) – уроженец Наро-Фоминска, разведчик, сын полка 167 гвардейского стрелкового полка 1-й гвардейской стрелковой дивизии167-го гвардейского стрелкового полка 1-й гвардейской стрелковой дивизии у деревни Блохи Маховского района Витебской области сыном полка 167-го гвардейского стрелкового полка 1-й гвардейской стрелковой дивизии у деревни Блохи Маховского района Витебской области. Несколько раз переходил линию фронта, совершал диверсии во вражеском тылу, доставлял ценные сведения красноармейцам. 4 июля 1943 года награжден медалью за отвагу. Погиб 17 декабря 1943 года возле деревни Блохи Маховского района Витебской области в бою, убив перед этим 9 фашистов. Посмертно награжден Орденом Отечественной войны II степени.

Фото Павла Трошкина (во время Великой Отечественной войны — фотокорреспондент «Известий»)»

13 февраля: «Когда заживет рука, я снова пойду помогать бойцам Красной Армии»: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *