9 февраля: «У мастеров социалистической живописи… другая «прищуренность глаза»

На фото: Картина «Зима». Художник Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964 г.г.) 1939 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

 

Пейзаж – вредный и ненужный жанр. Не смейтесь – когда-то многие так считали. К счастью, к моменту выхода этой заметки – а она вышла ровно 85 лет назад, 9 февраля 1933 года – это взгляд оказался уже устаревшим.

 

«КОНЕЦ ОТРИЦАНИЮ ПЕЙЗАЖА

Если бы диспут о живописном пейзаже был устроен год или даже полгода назад, можно поручиться, что он превратился бы в одну из самых боевых схваток на советском художественном фронте. Сейчас же – в феврале 1933 года – вопрос о пейзаже не увлекает даже профессиональных полемистов. Свидетельство тому – диспут на эту тему, организованный Клубом художников.

Рапховское отрицание пейзажа* отошло в такое отдаленное прошлое, что ни у кого из художников нет ни малейшего желания задним числом разоблачать вульгаризаторов марксизма, бесславно провалившихся со своей убогой попыткой навязать пролетариату ограничение художественных вкусов и интересов.

Художники более заняты сейчас вопросом о новом, социалистическом характере пейзажа. Конечно, в разные эпохи меняется сюжетность пейзажа. Изменяются помимо того технические приемы письма. Даже сама природа в разные эпохи выглядит иначе, и историческая Владимирская дорога** не совсем похожа на сегодняшнее Шоссе энтузиастов. Но только ли этим будет ограничиваться разница между пейзажами Левитана и пейзажем социалистического искусства?

— Нет, — отвечает художник К.Н. Истомин***, — у мастеров социалистической живописи должны быть иное зрительское отношение к миру, другая «прищуренность взгляда». Таких новых картин еще нет, ибо наши художники своим зрением живут в мире традиции, но эти картины будут… Когда художник научится по-новому воспринимать действительность, каждая клетка его холста будет говорить о новом, социалистическом качестве его картины…

А.Г. Тышлер**** выдвинул перед аудиторией проблему так называемого проекционного пейзажа. Почему художник обязан показывать природу обязательно такой, какой он ее видит? Художник может подойти к пейзажу не только как регистратор фактов, но и как активный участник социалистического строительства. Художник может показать пейзаж и таким, каким он хотел бы его видеть.

…Это, конечно, далеко не единственная и даже не ведущая форма социалистического пейзажа, но это – одно из тех многочисленных направлений, по которому может и должна развертываться работа советских пейзажистов.

А. Кут»

*РАПХ – Российская ассоциация пролетарских художников, влиятельное творческое объединение, существовавшее в 1931 – 1932 гг. Члены РАПХ насаждали взгляд на живопись с позиций «вульгарного социологизма», то есть представления об искусстве как о буквальном отображении общественных отношений. От любых художественных произведений агрессивно требовали непременной публицистической злободневности, каждая деталь должна была демонстрировать преимущества нового, созидательного советского строя (или недостатки старого строя и его пережитков). Судя по обнаруженным нами публикациям членов РАПХ о пейзаже, участники группы осуждали лирическую разновидность жанра, как воспевающую «минутные переживания и настроения индивидуума». Пейзаж, выражающий «творческую устремленность атакующего класса» (возможно, имели в виду панорамы строек, колхозных полей, плотин), признавался имеющим право на существование и даже нужным.

** Владимирская дорога – дорога из Москвы на город Владимир, с XVIII века использовалась для пешего этапирования арестантов в Сибирь. В демократической литературе «Владимирка» стала одним из символов социального угнетения и народных страданий. В 1919 году часть тракта от московской Рогожской заставы была переименована в Шоссе Энтузиастов (причем под «энтузиастами» изначально понимались революционеры, которых ранее по этой дороге отправляли в Сибирь). Тракт изображен на известной картине Исааке Левитана «Владимирка» (1892).

*** Истомин Константин Николаевич (1887 – 1942) – советский художник и педагог.

**** Тышлер Александр Григорьевич (1898 – 1980) – советский живописец, график, театральный художник, скульптор.

9 февраля: «У мастеров социалистической живописи… другая «прищуренность глаза»: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *