8 февраля: «Сейчас… в субботу тоже… нужно поднимать утром занавес»

«Дали этим женщинам два выходных, так они прямо с ума посходили». Так начинается знаменитый монолог Аркадия Райкина «В греческом зале» (1968). В тот год эту тему — как меняются культурные запросы горожан после удлинения досуга — обсуждали и на полном серьезе. Пятидневную рабочую неделю в СССР ввели указом Верховного совета от 14 марта 1967 года. Но последствия этого нововведения пресса активно описывала и почти год спустя. Видимо, лишь к этому времени было собрано достаточно материала. Театры, например, указ Верховного совета застал посреди сезона, а на новый график они перешли только в следующем сезоне, осенью 1967 года. К началу 1968 года как раз накопились впечатления и выводы, появилось, о чем написать. Эта заметка вышла ровно 50 лет назад — 8 февраля 1968 года.

ШЕСТЬ ПРЕМЬЕР СЕЗОНА

К.А. Ушаков, заслуженный работник культуру РСФСР, директор МХАТа*

Переход москвичей на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями заметно сказался на жизни и работе московских театров. Прежде всего увеличилось количество спектаклей. Если до сих пор дневные представления мы давали только по воскресеньям (исключая период школьных каникул), то сейчас, когда у москвичей в субботу тоже выходной, нужно поднимать занавес и в этот день. Теперь МХАТ будет регулярно играть дневные спектакли дважды в неделю. К слову сказать, билеты на них покупаются очень охотно.

Кроме того, сейчас мы стали получать значительно больше приглашений на спектакли из загородных дворцов культуры и клубов. Театр уже выезжал по субботам и воскресеньям в Жуковский, Раменское, Калининград**.

По незыблемому закону политэкономии спрос всегда рождает предложение. Однако для того, чтобы свои «предложения» смог активизировать коллектив театральный, ему необходимо позаботиться о непрерывном росте и обогащении репертуара. Это нелегко — при большей загрузке актеров неизбежно сократится количество репетиционных часов, появится проблема режиссуры, словом, возникнет множество трудностей, в том числе и таких, которые заранее не предусмотреть. И все же надо сказать, что уже в нынешнем сезоне Художественный театр с самого начала работает в непривычном для него темпе.

Вместо обычных трех (максимум!) новых спектаклей в сезон, мы с сентября выпустили шесть премьер (включая капитальное возобновление «Синей птицы» с молодым составом исполнителей). Юбилейные горьковские дни*** на сцене МХАТа ознаменуются новой постановкой «Врагов», а к концу сезона мы намерены показать москвичам еще две премьеры.

ПЯТНИЦА, СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ…

В.И. Белозеров, заслуженный работник культуры РСФСР, директор Театра имени Ермоловой

После введения пятидневки приток зрителей в театр значительно увеличился. Причем наиболее активные посещения начинаются не с субботы, а уже в пятницу. Билеты раскупаются, и вся вторая половина недели проходит при сплошных аншлагах. Очевидно, то же самое происходит во всех московских театрах. Думаю, мои товарищи директора согласятся со мной: если бы стены зрительных залов можно было раздвинуть ровно вдвое, в эти дни все места все равно оказались бы заполненными.

Постоянными посетителями Театра имени Ермоловой стали теперь, помимо москвичей, и трудящиеся области. Мы решили регулярно знакомить их с лучшими спектаклями нашего театра. В прошедшее воскресенье ермоловцы провели первый «опыт»: гостям из области были показаны днем — «Бег»****, вечером — «Бал воров»*****. Судя по тому, что как принимались оба спектакля, зрители остались ими довольны. Дальнейшие встречи с трудящимися области твердо вошли в график театра, и «театральные воскресенья» станут, по всей вероятности, одной из традиций Театра имени Ермоловой.

Конечно, мы и сами будем выезжать непосредственно на места, в подмосковные клубы и дома культуры. Но для того, чтобы по субботам и воскресеньям сочетать эти экспедиции с параллельными (дневными и вечерними) спектаклями в городе, потребуется некоторая перестройка всей работы театра. Я имею в виду не только неизбежные при нашей относительно небольшой труппе изменения в сетке репетиционных часов. Мы должны теперь прежде всего подумать о создании «малогабаритных» спектаклей — с небольшим составом исполнителей, несложных по оформлению — удобных для показа на клубной сцене. Ермоловцы уже экспериментально подготовили спектакль одного актера — «Записки сумасшедшего» Гоголя******. В ближайшие дни эта премьера будет показана сначала в Москве, а потом и в области»

* МХАТ — Московский художественный академический театр. Существовал с 1898 по 1987 годы, впоследствии разделился на Московский художественный академический театр имени М. Горького и Московский художественный театр имени А.П. Чехова

** Такое название в 1938 — 1996 годах носил подмосковный город, который теперь называется Королев.

*** 28 марта 1968 года исполнялось 100 лет со дня рождения Максима Горького (1868 — 1936), к этому юбилею было приурочено множество премьер, выставок, публикаций. МХАТ поставил в честь него пьесу Горького «Враги» (1906)

**** «Бег» — спектакль по одноименной пьесе Михаила Булгакова (1927).

***** «Бал воров» — спектакль по одноименной пьесе французского драматурга Жана Ануя (1933).

****** Единственную роль в этом спектакле исполнял Александр Калягин.

На фото: Москва. Театр им. М.Н.Ермоловой. Сцена из спектакля «Бал воров». Лорд Эдгар — актер Всеволод Якут, леди Хэф — актриса Эсфирь Кириллова. Михаил Строков/Фотохроника ТАСС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *