31 января: «Курить можно в зрительном зале. Даже во время действия»

На фото: Всеволод Мейерхольд с пасынком Костей, сыном Сергея Есенина. Фото из личного архива вдовы Константина Есенина

Театр, в котором сцена с актерами летает по залу. Где билеты на все места стоят одинаково. Где зритель может курить прямо в кресле во время действия. Его должны были построить в Москве. Об этом сообщила наша газета ровно 86 лет назад — 31 января 1932 года. А о том, почему все-таки не построили, сообщаем уже мы — в примечаниях.

«НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ТЕАТР: ОН ОТКРОЕТСЯ В ДЕНЬ ПЯТНАДЦАТОЙ ГОДОВЩИНЫ ОКТЯБРЯ*

Это будет необыкновенный театр.

Вы не увидите в нем ни сцены, ни портала, ни рампы, как не увидите бельэтажа, ярусов и галерки. Вы не найдете, как бы тщательно не искали, курительной комнаты. Вы не увидите буфета. Вам не придется, наконец, думать о том, чтобы за несколько дней до спектакля купить недорогой билет.

Это будет необыкновенный театр.

Вы пришли в театр, разделись и по ярко освещенным лестницам входите в зрительный зал. Подковообразный зрительный зал, рассчитанный на две тысячи человек, поражает вас огромным количеством рядов, построенных по типу амфитеатра. Билеты на все места — одинаковой стоимости.

Сценическая площадка, скованная зрителями с трех сторон, находится на уровне первого ряда. Кабинки для актеров непосредственно примыкают к зрительному залу и сценической площадке.

Наверху, на третьем этаже, в огромной раковине, сделанной из стекла — оркестр. Вам отлично виден дирижер, отлично видны оркестранты, отлично слышна музыка.

Гаснут люстры. Начался спектакль. Перед вами необычайное зрелище: сцена разделяется на две половины, и из трюма медленно выезжает площадка. На ней сценическая обстановка и актеры, уже готовые к исполнению спектакля.

Светлый трюм. Это кажется странным. Но находящийся на уровне первого этажа трюм будет действительно светлым. В трюме поместятся бутафорская, столярная, красильно-прачечная и др. мастерские.

Потолок являет собой сеть монорельс, по которым бесшумно скользят полуторатонные кошки-краны. По ходу действия краны могут поднимать сценическую площадку с находящимися на ней актерами и мгновенно переносить их в любой конец зрительного зала.

В антрактах во всех трех фойе театра будут курсировать тележки-экспрессы-буфеты, которые избавят зрителя от толкотни и стояния в очередях.

Курить можно в зрительном зале. Даже во время действия. Трубы приточно-вытяжной вентиляции будут непрерывно очищать воздух. <…>

Таким будет —

театр им. В.Э. Мейерхольда.

В тресте Госпроектстрой состоялось недавно широкое техническое совещание, посвященное обсуждению проекта нового здания театра**, авторами которого являются В.Э. Мейерхольд и два молодых архитектора — Вахтангов и Бархин***.

На этом совещании В.Э. Мейерхольд заявил:

— Реконструкция театра возможна только на базе новой театральной техники, на базе новейших технических достижений. Когда ставишь пьесы современных драматургов, работавших на новом материале, убеждаешься в полной непригодности старой сцены, старых сценических атрибутов. Новый театр даст широкие возможности и актеру, и режиссеру, и драматургу.

Театр будет строиться на углу Тверской ул. и Садово-Триумфальной площади****.

В феврале начнется сноска старого здания театра. В апреле — закладка фундамента. Открытие нового театра состоится в день 15-й годовщины Октябрьской революции.

На стройке будет занято около 2000 рабочих.

Новое здание будет одним из красивейших зданий в Москве.

Ал. Лесс»

* Пятнадцатая годовщина Октябрьской революции отмечалась 7 ноября 1932 года.

** Театр Всеволода Мейерхольда существовал в Москве (под разными названиями) с 1920 года //95.vm.ru/?p=463. С 1931 года он располагался в помещении, которое сейчас занимает Театр имени М.Н. Ермоловой (Тверская, 5/6), однако оно плохо подходило для спектаклей Мейерхольда, которые требовали декораций в стиле конструктивизма, эксцентричного передвижения актеров по сцене.

*** В 1932 году Сергею Евгеньевичу Вахтангову (1907 — 1932), сыну знаменитого режиссера Евгения Вахтангова, было 25 лет, Михаилу Григорьевичу Бархину (1906 — 1988) — 26 лет.

**** Стройка продолжалась до самого закрытия Театра имени Мейерхольда: он прекратил существование 8 января 1938 года. Режиссер был арестован 20 июня 1939 года и 2 февраля 1940 года расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности. Недостроенное здание передали Московской филармонии. 11 сентября в угловой части здания открылась станция метро «Маяковская». А 12 октября 1940 года в нем открылся Концертный зал имени П.И. Чайковского. Итоговый вариант, созданный архитектором Дмитрием Чечулиным, сохранил элементы первоначального проекта, например, эллипсообразную форму форму зала, но здание уменьшили вдвое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *