Эта заметка вышла ровно 80 лет назад – 15 марта 1938 года. Накануне вступления в строй Большого и Малого Каменных мостов.
«На днях вступают в строй Большой и Малый Каменные мосты. Образуется новая магистраль, которая берет начало на перекрестке улиц Фрунзе и Манежной – возле будущей площади Дворца Cоветов* – и выходят в Замоскворечье – к Б. Полянке.
Раньше здесь постоянно создавались пробки. Вереницы автомобилей и трамваев с трудом продвигались по узким проходам Волхонки и Ленивки, а также по Малому Каменному мосту. Теперь движение транспорта в целом районе столицы организуется по новому. 741-метровая трасса мостов имеет в ширину 40 метров, не уступая лучшим реконструированным улицам города. По ней пройдут две линии трамваев и автомобили в шесть рядов. Для пешеходов предназначаются трехметровые тротуары.
Старый Б. Каменный мост, простоявший почти 80 лет**, сильно обветшал и при ширине в 20,9 метра давно не удовлетворял возросшим требованиям городского движения. Еще в 1918 году поднимался вопрос о замене моста, но безрезультатно.
Новый мост, построенный на основе сталинского генерального плана реконструкции столицы – это грандиозное сооружение, при оценке которого приходится отрешиться от многих обычных представлений. Новый мост – это по существу три моста. Главный стометровый пролет перекинут над рекой на большой высоте, обеспечивающей проход больших волжских пароходов. Два боковых 43-метровых пролета перекрывают Кремлевскую и Софийскую набережные. Движение по этим набережным будет происходить под мостом.
Архитектурное оформление моста тщательно продумано. Стильные чугунные решетки, обрамляющие мост, являются подлинным художественным произведением. Эстакады и подпорные стенки облицованы светло-серым гранитом. Это придает всему сооружению монументальный вид. С каждой стороны моста возведены по два пьедестала, на которых в будущем предположено установить архитектурные группы на тему «Москва – порт пяти морей» работы скульптора Манизера.
Объем работ, выполненных при сооружении нашего моста, в 2 – 2 ½ раза превышает объем работ на наиболее крупных железнодорожных мостах – саратовском через Волгу, киевском – через Днепр и т.д. <…> Все работы выполнены менее чем в 2 года. Вместе с постройкой моста выросли прекрасные кадры людей. Наш лучший стахановец, плотник Жаворонков, работающий на строительстве с первого дня, завоевал к 7 ноября 1937 года первую премию треста как лучший бригадир на строительстве всех мостов. Кессонщики Черенков, Серов, Костандов выдвинуты на должности десятников, кузнец Громов – на должность мастера, слесарь Козлов – на должность механика. 15 наших стахановцев получили звание мастеров социалистического труда.
Скоро мы открываем движение по мостам, а к 1 мая закончим все отделочные работы.
Вчера вечером происходили испытания нового Большого Каменного моста под динамической нагрузкой. Специальные приборы, установленные под мостом, регистрировали возникавшие колебания. Испытания еще раз показали полную надежность конструкции моста.
Г. Зингоренко,
начальник строительства
Большого и Малого Каменного мостов.»
*Дворец Советов – грандиозное здание, которое пытались построить на месте Храма Христа Спасителя, взорванного 5 декабря 1931 года . В небоскребе должны были проводиться сессии Верховного Совета СССР и массовые празднества, его планировали сделать самым высоким зданием в мире. Из-за экономических трудностей постройка не была завершена. В 1960 году на месте котлована открыли самый большой в мире зимний бассейн «Москва». В 1994 году этом месте восстановили Храм Христа Спасителя.
** Большой Каменный мост был построен в 1692 году, он был несколько выше по течению реки, чем нынешний: начинался у подножия современного Дома на набережной и вел к месту, где теперь выходит к реке улица Ленивка. В 1858 году его снесли и построили на его месте новый, первый в Москве металлический трехпролетный мост.