Ровно полвека назад — 28 февраля 1968 года — «Вечерняя Москва» написала о драматической истории (со счастливым концом), произошедшей в 33-й больнице. Вообще-то сама по себе ситуация не очень редкая — бывает, что врачам в экстренных случаях приходится выступать донорами для больных. Но написать о мужественных людях, ценой тяжелейших усилий спасших человеку жизнь, всегда стоит.
«ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ, ЧТОБЫ СПАСТИ ЧЕЛОВЕКА
Нелегкое сражение за жизнь пациентки выиграли недавно сотрудники 33-й городской больницы. О том, как это произошло, рассказывается в нашем репортаже.
Мы уже привыкли к тому, что для спасения больных у нас делается все возможное и даже невозможное. Разумеется, совершенно бесплатно. Нужно — и летят к больным самолеты санитарной авиации, проводятся сложнейшие исследования и процедуры, организуются консультации крупнейших специалистов. Все, все, все, чтобы спасти человека!
Так же было и в 33-й больнице в ночь на 19 февраля. В одной из палат лежала 27-летняя воспитательница детского сада Валентина Васильевна В. Она уже поправлялась, и вдруг…
18 февраля в 19 часов у нее началось кровотечение, связанное с афибриногенемией. Это трудно произносимое слово на медицинском языке: оно означает, что человека поразило редкое и тяжелое заболевание, что у него несвертываемость крови. Если его не прервать — а сделать это очень трудно — гибель пациента неизбежна.
День был воскресный. В отделении дежурили два врача: Н.А. Жембровская и Н.И. Непрошина. Они сейчас же приняли все необходимые меры: ввели внутривенно препарат, повышающий свертываемость крови, и начали ее переливание. Прошло 20 минут, полчаса — улучшения не было.
Жизнь человека в опасности! И в 19 часов 40 минут у постели В. собралось уже пять медиков. Были вызваны заведующая отделением М.Д. Тихомирова, врач М.Н. Мышенкова и хирург Н.Б. Ануфриев.
К 19.50 резко упало давление. Состояние стало угрожающим. Пульс едва прощупывался. Все, все, все, чтобы спасти человека! В 20 часов в операционную, куда уже перевели больную, уже входила бригада реаниматоров во главе с Л.Е. Маневичем. Специалисты по оживлению организма вывели больную из состояния, близкого к клинической смерти. Но передышка длилась недолго — в 22 часа опять началось кровотечение, и остановить его не удалось. К этому времени больная потеряла около трех литров крови, то есть больше половины всего запаса, имеющегося в человеческом организме.
После короткого совещания врачи решились на хирургическое вмешательство. К операционному столу стали М.Д. Тихомирова, М.Н. Мышенкова, а затем приехавший на помощь главный врач родильного дома №12 М.С. Цирюльников. Но делать операцию можно было только при одном условии — переливая больной не консервированную, а теплую, живую кровь непосредственно от донора.
Работники лечебных учреждений знают группу своей крови. И сейчас не пришлось ни тратить ни одной минуты на выяснения и уговоры. Первой на стол возле больной легла акушерка Н.М. Нестерова, а затем — молодой врач Н.И. Непрошина. Их кровь позволила благополучно закончить операцию. Непосредственная опасность миновала. Но много часов еще от В. не отходили врачи. Все следующие дни около больной дежурили врач и медицинская сестра.
Только сейчас В. перевели в общую палату. Она уже поправляется. Пройдет еще немного времени, и Валентина Васильевна уедет из больницы домой, где ее с нетерпением ждут родные, муж и маленькая дочка. Но добрую память о людях, выигравших нелегкое сражение за ее жизнь, Валентина Васильевна сохранит навсегда.
М. Багреева«
На фото: врач Мария Николаевна Мышенкова, акушерка Нина Матвеевна Нестерова и заведующая отделением Маргарита Дмитриевна Тихомирова. Фото Г. Корабельникова