11 декабря 1933 года: О чем писала «Вечерка»

Мы продолжаем рубрику «О чем писала «Вечерка». Ежедневно мы выкладываем на сайт заметку из «Вечерки», напечатанную много лет назад — но именно в этот самый день. Заметки сопровождаются историческим комментарием. Эта корреспонденция вышла 84 года назад, 11 декабря 1933 года.

ПЕРВЫЕ НАХОДКИ: АРХЕОЛОГИ НА ТРАССЕ

На трассе первой линии метро установлено постоянное наблюдение археологов, выделенных Академией истории материальной культуры*. Вся трасса разбита на 5 участков, к каждому из которых прикреплен археолог, периодически посещающий места работ.

Однако пока что «археологическое счастье» не особенно балует наших археологов.

Собираются черепки глиняной посуды, по которым можно будет определить время и характер заселения отдельных участков Москвы. Подобного рода работа, проведенная археологами при постройке лондонского метро, позволила сделать ряд выводов, имеющих не только специальный, но и практический интерес <…>

По всей трассе обнаружено большое количество кладбищ, относящихся к XVI — XVIII векам. Черепа и кости собираются для Антропологического музея**, где они подвергнутся изучению с целью определения внешнего облика древних москвичей.

Надгробная плита, найденная при строительстве метро. Фото предоставлено Главным архивным управлением Москвы
Надгробная плита, найденная при строительстве метро. Фото предоставлено Главным архивным управлением Москвы

На Краснопрудной улице найдены остатки деревянной набережной Красного пруда, существовавшего до конца XIX века на месте товарной станции Северного вокзала. На той же Краснопрудной улице найдены куски чугунных труб Преображенского водопровода, функционировавшего до 90-х годов прошлого века. Трубы взяты в Коммунальный музей***. У бывшей Гребневской церкви (уг. Мясницкой и площади Дзержинского****) найдены надгробные плиты с надписями XVI и XVII веков. Плиты поступили в Исторический музей. Геологической разведкой Метростроя в районе Арбатской площади извлечены остатки фундамента стены Белого города, опоясывавшего современное кольцо «А» и снесенной в XVIII веке.

Архивно-историческая бригада в составе пяти историков изучает по материалам московских архивов остатки подземных сооружений старой Москвы — подвалов, колодцев, фундаментов, а также кладбищ, могущих встретиться метростроевцам при проходке шахт и на трассе туннеля*****».

*Организация, существовавшая в 1919 — 1937 годах, впоследствии стала частью нынешнего Института археологии РАН.

** Вероятно, имеется в виду нынешний НИИ и музей антропологии имени Д.Н. Анучина МГУ (подробнее)

*** Так назывался в 1920 — 1940-х годах нынешний Музей Москвы. 

**** Так называлась в 1927 — 1990 годах Лубянская площадь.

***** Опасения были обоснованными. Как следует из статьи Николая Коробкова (1897 — 1947), ученого секретаря Центрального НИИ методов краеведческой работы, возглавлявшего археологические исследования на трассе, весной 1934 года при рытье полукруглой траншеи для вестибюля на Лубянке на метростроевцев рухнул пласт земли и хлынул душ из грунтовых вод. Оказалось, у фундамента Владимирской башни была камера, где хранились пушечные ядра, о которой никто не знал (подробнее)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *