Мы продолжаем рубрику «О чем писала «Вечерка»». Ежедневно мы выкладываем на сайт заметку из «Вечерки», напечатанную много лет назад — но именно в этот самый день. Заметки сопровождаются историческим комментарием. Эта корреспонденция вышла 89 лет назад, 8 декабря 1928 года.
«ПРОТИВ ПРАЗДНИЧНОГО ОБЖОРСТВА И ПЬЯНСТВА: АНТИРОЖДЕСТВЕНСКАЯ КАМПАНИЯ В МОСКВЕ
С понедельника, 10 декабря по 15 января, в Москве будет проводиться антирождественская кампания. Инициатор ее — Московский союз безбожников.
Кампания преследует цель разоблачения реакционной роли религии. Кампания поведется и против рождественских обычаев: против праздничного обжорства, пьянства, прогулов, засорения детских голов мистикой и т.д.
Особое внимание будет заострено на реакционном значении рождественской легенды о «мире за земле», являющейся ширмой для подготовки новых империалистических войн для нападения на Советский Союз.
С 22 декабря по 8 января будут проводиться массовые антирелигиозные вечера, гулянья, карнавалы на катках, лыжные прогулки, экскурсии и т.д. Особо будут выделены два дня — 24 декабря и 6 января, когда во всех клубах будут антирелигиозные спектакли и концерты»
Как известно, в Советском Союзе на протяжении всей его истории проводилась атеистическая пропаганда, которая временами становилась очень агрессивной. Один из таких приступов случился как раз в 1928 году: тогда устроили «антирождественскую кампанию». Одной из ее мишеней стал… обычай наряжать дома елку. В то время елки еще не воспринимались как новогодние – они были сцеплены в сознании именно с Рождеством. И вместе с этим праздником их полагалось вычеркнуть из советского быта.
«Если 24 декабря 1926 года на первой странице «Вечерней Москвы» ещё была помещена фотография ёлочного базара в Охотном ряду, что свидетельствовало о лояльности к ёлке московских властей, то через год началась плановая систематическая антирелигиозная работа, которую стали проводить в каждой губернии, — пишет доктор филологических наук Елена Душечкина, автор книги «Русская елка» (2012).- В борьбе с религией самая активная роль предписывалась не только органам центральной периодической печати, но и местным издательствам и организациям. Во всех губерниях к Рождеству должны были издаваться материалы, «рассчитанные на широкий охват трудящихся города и деревни» и предлагающие планы проведения антирождественской кампании».
В прессе публиковались материалы, осуждающие тех, кто ставит елку, поддерживает в детях веру в Деда Мороза. «На одном из «антиёлочных» плакатов изображён «сектант», стоящий на «священных книгах» и держащий в руках крест, который он использует как удилище, — пишет Елена Душечкина. — Леска заканчивается крючком, скрытым в рождественской ёлке, на которую зачарованно смотрит мальчуган, протягивая к ней руки, в то время как коварный «сектант» думает:
Слежу за рыбкой жадно я.
Вот ёлочка нарядная,
Заместо червячка.
Ещё даю конфеты я.
Авось, приманкой этой
Поймаю простачка».
Мало того – в предрождественские и предновогодние вечера пионерам и комсомольцам поручали ходить по улицам и вглядываться в окна квартир: не светятся ли где-нибудь за ними огни елок. Те, кто все-таки хотел порадовать своих детей, плотно занавешивал в такие вечера окна шторами, прикалывая для надежности к ним еще и одеяло. Но перед тем, как наряжать елку, надо было сперва принести ее в дом и не попасться на глаза соседям (искусственных пластмассовых елок тогда не существовало). Детская писательница Ирина Токмакова (она родилась в 1929 году) рассказывала, что ее семье помогал в те годы дворник дома: перед рождеством он срубал деревце в лесу, перерубал пополам и запихивал в мешок. Дома ствол скрепляли лубками.
Гонения на милую традицию прекратились только после того, как 28 декабря 1935 года кандидат в члены Политбюро Павел Постышев опубликовал в «Правде» заметку «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Он справедливо назвал тех, кто осуждал елку, «левыми загибщиками», призвал устраивать гуляния вокруг деревца во всех школах, дворцах пионеров, детских клубах. Только не на Рождество, как это делалось раньше, а на Новый год.
*На снимке: рабочие харьковского завода превращают церковную утварь в металлолом. Автор: РИА Новости, архивное фото