Соловецкую сказку писали почти шесть столетий: жуткие, леденящие кровь страницы сменяли истории о стойкости и непокорности Русского Севера. По Соловкам, как по годовым кольцам, можно читать историю нашего государства.
Венеция Соловецкого разлива
Если взглянуть на Соловки с высоты птичьего полета, может показаться, что архипелаг соткан из сотен зеркальных озер. Если быть точным, то всего 562 озера. Некоторые не имеют названий. (Основная часть их находится на Большом Соловецком острове — 503.) Но и у тех, что получили имена, они неоднократно менялись.
После революции, в 1920-е годы, озеро Белое переименовали в Красное, Игуменское — в Биосадское, Чудотворное — в Пригубное. Но у некоторых соловецких озер встречаются звучные, поэтические, идущие от тонко подмеченных их особенностей: Светлый Луч, Печальное, Лебединое, Поднебесное.
Но примечательно даже не количество озер, а сеть каналов, которыми они соединяются. В XVI веке, когда на территории монастыря были установлены водяные механизмы, возникла необходимость регулировать уровень воды. С этой целью при игумене Филиппе 52 озера были соединены каналами. Это позволило не только поднять уровень воды в Святом озере (оно находится у стен монастыря), но и связать скиты северной части острова с центральной.
Строить систему каналов начали в XX веке обетники (те, кто наложил на себя обет) под руководством талантливого по части строительства каналов монаха Иринарха.
Каналы получились узкими и мелководными, ведь основная их задача — соединить между собой озера для прохождения небольших лодок и паровых катеров, которые подвозили ближе к монастырю лес, сено и рыбу.
Сейчас каналы служат для развлечения туристов. Здесь каждый может почувствовать себя венецианским гондольером, который проходит по узким и живописным водным дорожкам, маневрируя при встрече с другими лодками. По дороге можно выйти на берег и пособирать ягод или грибов или устроить пикник.
Полные сети беломорки
Беломорка — так называют селедку, которая обитает в водах Белого моря у соловецких берегов. Здесь ее принято не только засаливать, но и жарить… Не спешите воротить нос, жарят ее свежую, и оттого мясо получается нежным и жирным, а мелкие косточки почти не чувствуются.
Отец Павел Флоренский (в 1934 году он был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения) писал: «В море ловится знаменитая соловецкая сельдь, отличающаяся очень нежным мясом; один раз я пробовал ее и, несмотря на плохой засол, убедился, что эта сельдь действительно неизмеримо лучше обычной». В монастыре издавна солили селедку по-поморски — в малых бочках, перекладывая слоями соли. Рыба настолько пользовалась популярностью, что императрица Елизавета Петровна, пытаясь ввести засолку сельди по голландской технологии, издала указ «О Соловецкой сельди и людях» для Московского университета. Внедрение же «голландской засолки» состоялось уже при Екатерине II: год провели голландцы на берегах Белого моря, обучая поморов премудростям засолки. Однако их метод так и не прижился.
Возможно, что Соловецкий монастырь, будучи крупнейшим добытчиком сельди на Белом море и, соответственно, «засольщиком», «не принял» голландский способ, поскольку чтил собственные традиции, а возможно, в целях экономии, поскольку он был дорогостоящим.
Соловецкая же селедка, бывшая блюдом царского стола еще со времен Ивана Грозного, несмотря на усилия династии Романовых, так и не дошла до столов жителей России. Соловецкий монастырь никогда не считал лов селедки важным промыслом: «…по рассказам многих бывших монахов, рыбные и звериные промыслы не считали доходной статьей своего бюджета. Рыбу ловили для собственного потребления, на рынках сбыта не было».
Но селедка далеко не единственная рыба, которой балуют туристов, прибывших на остров. Не меньшим спросом пользуется и местная треска. Но и это еще не все. В меню соловецких кафе и ресторанов сейчас можно встретить мидии. Они крупнее и мясистее своих средиземноморских сородичей.
Детсад «морских канареек»
Но самые удивительные обитатели Белого моря — это, конечно, белухи (белые киты). Каждый год они приплывают в акваторию Соловецких островов, чтобы вырастить потомство. Белухи организовывают так называемые детские сады, которые состоят из группы малышей и нескольких нянек.
Остальная стая отправляется на промысел. В отсутствие «взрослых» туристы могут довольно близко подплыть к белушатам. Самый волнительный момент наступает, когда глушат мотор лодки… Ожидание может быть томительным, но оно того стоит. Это ни с чем не сравнимое ощущение, когда в паре сантиметров от надувной лодки, которая в этот момент кажется тебе хлипкой как никогда, проплывают мощные и от того завораживающие белухи.
Кстати, за разнообразие издаваемых белухами звуков американцы прозвали их «морской канарейкой» (sea canary). Исследователи насчитали порядка 50 звуковых сигналов (щебетание, клекот, пронзительный крик).
Головоломка из прошлого
Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове (находится в 5 километрах от Большого Соловецкого острова) появились еще в эпоху неолита, около 3000 лет до нашей эры. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о их предназначении. Выдвигались самые разные теории. От курьезных, например, что лабиринты использовались в качестве ловушек для рыбы во время приливов, до популярной в эзотерических кругах теории о том, что лабиринт символизирует путешествие к центру нашего духа.
Одной из самых жизнеспособных оказалась версия, которая предполагает, что лабиринты обозначали границу между миром живых и мертвых. Кстати, подобные лабиринты можно встретить в Скандинавских странах. Но если над этой загадкой ученые до сих пор ломают голову, то туристов ждет задание полегче. Например, почему остров получил именно такое название. Многие из вас подумали, что его наводнили зайцы? Ан нет. Зайцев тут никогда не было, а вот рыжая плутовка каждую весну перебирается с Малого Заяцкого острова на Большой.
Еще не догадались, зачем она это делает? Ну, как же, она любит полакомиться птичьими яйцами. Именно за этим сюда и приплывали наши предки, «за яйцами» (яйца использовали в цементной смеси для строительства). Отсюда и название Заяцкий.
Место силы, место скорби
Монастырь, в стенах которого совершались духовные подвиги и основание которого само по себе было уже чудом (в XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от Северного полярного круга), переживал разные времена: от военных столкновений со шведами, покушавшимися на наши территории, и обороны Кремля во время Крымской войны от английского флота до времени расцвета, когда монастырь стал культурным и ремесленным центром страны. Он обладал одной из лучших библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения. Здесь трудились выдающиеся писатели-книжники. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России. Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, предметов древнерусского искусства. Многие из них свидетельствуют о теснейших связях монастыря с царским домом и российскими патриархами, виднейшими деятелями русской истории. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.
В Оружейной палате хранилось собрание древнего оружия. В вотчинах монастырь вываривал соль, являясь ее крупнейшим поставщиком на внутреннем рынке, а также добывал слюду, жемчуг, железную руду, ловил морского зверя и рыбу. Была на острове и своя железная дорога…
К началу ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До самого своего закрытия в 1920 году Соловецкий монастырь был одним из самых почитаемых в России.
Десятилетия, с 20–30-х годов прошлого столетия, стали для Соловецкой земли одними из самых трагичных. Здесь организовали исправительно-трудовой лагерь особого назначения, лагерь, из которого невозможно было сбежать… Первыми заключенными были политические противники советской власти: эсеры, меньшевики, анархисты, белогвардейцы. Помимо политических на Соловки массово ссылали обычных преступников и духовенство. По разным оценкам, в период существования концлагеря СЛОН через него прошло до 3 миллионов человек, а погибло от 300 тысяч до 1 миллиона человек.
Но и после этих страшных событий Соловецкий монастырь возродился из пепла, словно птица феникс. В конце 1950-х годов Соловки стали доступны для посещения. А десятилетие спустя здесь началась реставрация.
ПАМЯТКА ПУТЕШЕСТВЕННИКУ
Дорога
Есть три способа попасть на Соловки. Первый — самолетом из Москвы. Дорога займет три часа с пересадкой в Архангельске. Второй — поездом до станции Кемь. Добираться сутки. Ну и третий — автомобилем. Если вы выбрали поезд и авто, то забронируйте номер в гостинице «Причал». Отсюда отправляется пароход на остров. Рейсовые теплоходы отправляются в 8:00 и 12:30. Навигация с 1 июня по 20 сентября.
Сколько стоит
Тур на двоих обойдется в 35 тысяч рублей (в эту сумму входит трансфер от станции Кемь и проживание в гостинице, трансфер с материка на остров, размещение в 3-звездочной гостинице с завтраком сроком на 3 дня, две бесплатные экскурсии). Рассчитывайте, что обед и ужин вы будете оплачивать самостоятельно: каждый прием пищи обойдется в 200–500 рублей. Заложите в бюджет на экскурсии 500–3000 рублей и не забудьте про сувениры.
Какие сувениры везут с Соловков
На острове налажено производство продукции из водорослей (ламинарии и фукуса) и есть фирменный магазин, где можно купить косметику, лекарства и специи с водорослями. В сувенирных магазинчиках спросом пользуются местные чаи и травяные сборы, а также расписные пряники — козули. А еще на прилавках можно встретить карельский шунгит, из которого делают разнообразные поделки и брелоки.
ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ
1. Ветровка — без нее вам никак не обойтись на острове, капризная погода заставляет утепляться.
2. Крепкие кроссовки — на острове приходится много ходить, тем более что исторические дороги здесь запрещено реставрировать. А значит, и поездка на транспорте будет не очень комфортной, уж лучше пешком.
3. Фотоаппарат — вам захочется снять буквально каждую пядь земли.
КСТАТИ
На российской банкноте номиналом в 500 рублей старого образца (до 1997 года) изображен монастырь периода СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). На ней главы церквей установлены, крестов нет. Храмы в таком виде существовали до 1923 года, когда коммунисты сожгли и разрушили монастырь. Позже появились купюры тем же номиналом, но монастырь изображен с другого ракурса, а на куполах есть кресты.
Из книги «Вечерка 95. Перезагрузка»