Завершилась акция «Вечерки», которая называлась «Чистая река». Десятки собственных выходных потратили репортеры газеты и москвичи-энтузиасты для исследования и очистки естественных водоемов города от бытового мусора. Но читатели требуют продолжения акции, присылают новые адреса для активистов, интересуются будущим естественных водоемов мегаполиса, тем, с какой целью их можно использовать на благо горожан. На эти вопросы искали ответ участники круглого стола «Малые реки столицы».
Не более получаса времени и двух пар заботливых рук требуется для очистки одного родника в пойме речки Пономарки. Целый выходной потребуется энтузиастам, чтобы очистить от естественного и бытового мусора небольшой участок речки Учайки. Для возрождения русла речек типа Смородинки, Яузы, Нищенки и других потребуется не одна единица тяжелой техники. К такому выводу пришли участники летней экспедиции «Вечерки», которая называлась «Чистая река». Что требуется для того, чтобы территория нашего города, покрытая густой сетью (около 200) естественных водоемов, хотя бы отдаленно напоминала далекую и прекрасную Венецию? На этот и другие вопросы улучшения экологической ситуации в столице искали ответ участники итогового круглого стола под названием «Малые реки столицы».
ПРИРОДА – МАТЬ, А МЫ – ШАЛЬНЫЕ ДЕТИ
«ВЕЧЕРКА»
— Особенность Косинского ручья, — писали мы в отчете об очередном рейде по речкам столицы, — заключается в его кристальной чистоте. На берегах нет мусора, даже бытового, поскольку некоторые участки русла находятся (внимание, читатель!) в труднодоступных для отдыха местах. Свою лепту в чистоту воды вносят и чистые родники.А каковы мнения участников круглого стола о чистоте столичных водоемов?
АЛЕКСЕЙ ШАПОШНИКОВ:
— Во время рейда, организованного по просьбе жителей районов СВАО, мы убедились, что сегодня территория реки Яузы, которая протекает в том числе и по нашему району, больше напоминает «лоскутное одеяло». Одни участки благоустроены, другие находятся в запущенном состоянии. Причина запустения проста: обслуживанием прибрежной территории реки занимаются около 10 организаций и ведомств, а прибрежные территории входят в разные парковые зоны.
ОЛЬГА ГРИЦАН:
— Очистка водоемов на территориях парков не входит в обязанности администраций парков. Для них содержание таких специалистов и служб — непозволительная роскошь. Поэтому больше 80 процентов прудов и других водоемов на территории столичных парков чистят и обслуживают специалисты ГУП «Мосводосток».
ЕВГЕНИЯ СЕМУТНИКОВА:
— Уточню: почти 99 процентов таких объектов на территории городских парков обслуживает ГУП «Мосводосток». В рамках обслуживания ГУП «Мосводосток» осуществляет и уборку трехметровой по ширине полосы земли (начиная от береговой линии) вдоль русла. Целесообразнее, чтобы на таких территориях у земли и у воды был один хозяин, отвечающий за их правильную эксплуатацию и содержание.
АНАТОЛИЙ ЧИБРИКОВ:
— Нам для проведения работ все равно нужна прибрежная зона. Работы по благоустройству прибрежной зоны и обустройству русла реки по-хорошему должны проходить одновременно. У наших водоемов нет одного, конкретного хозяина. Да, общий владелец есть — город, но у каждого водоема ответственного лица нет. Да, есть городская программа обустройства водного бассейна города. Она вполне выполнима, хорошо разработана. Но ее надо увязать с остальными владельцами приречных территорий в единое целое и определить одного ответственного за наведение порядка у водоемов.
«ВЕЧЕРКА»
— Верно сказано Евгенией Геннадьевной Семутниковой, что «москвичей меньше всего интересуют законодательные трудности освоения приречных территорий». Им важно, чтобы этими пространствами можно было просто и удобно пользоваться. Поэтому надо побудить горожан активнее высказывать свои предложения по освоению территорий тех рек и речушек, на берегах которых они живут и отдыхают.
АКТИВНЫЙ ГРАЖДАНИН ИЗ СТА – ОДИН
АЛЕКСЕЙ ШАПОШНИКОВ:
— Не все так просто с площадками для быстрого приготовления пищи, на которых обустроены мангалы. Что ни площадка — рассадник мусора. Контейнера для его сбора, как правило, поблизости нет. Отсюда вывод: или не надо создавать такую площадку, или если уж организовывать, то «под ключ». Чтобы после отдыха пейзаж парка у реки не напоминал взорванную городскую свалку.
ЕВГЕНИЙ МАКАРОВСКИЙ:
— Нашей организации такие проблемы не грозят: пространство и земельные территории под мостами, где протекают речки и ручьи, не являются нашей собственностью. Мы там осуществляем только уборку мусора. Распоряжаться этими площадями (в отличие от городских бомжей) мы не имеем права.
ВИКТОР КРАМАР:
— Мы в районе провели два субботника на Яузе и Чермянке. Выходили студенты, жители соседних домов. Но это слабая помощь водоемам. Должна быть постоянная, профессиональная забота о реках. Любая река — ответственность ГУП «Мосводосток». Другое дело, есть ли у него для этого возможности.
ЕВГЕНИЯ СЕМУТНИКОВА:
— Некоторые предприятия незаконно распространили свои территории до уреза воды протекающих мимо них речек. Это незаконный самозахват. К решению этого вопроса могли бы присоединиться муниципальные депутаты.
«ВЕЧЕРКА»
— Кто мог бы взять на себя ответственность за соблюдение порядка на территориях отдыха в поймах городских речек и ручьев? Может быть, представители малого бизнеса, получившие право на использование этих территорий в коммерческих целях?
РЕЧКА БЕЗ ХОЗЯИНА – СТОЧНАЯ КАНАВА
ВИКТОР КРАМАР:
— Вот говорят о том, что для освоения приречных территорий надо привлечь малый бизнес. Не думаю, что он заинтересуется этим проектом. А если и заинтересуется, то потребует от местных и городских властей основательной (юридической, градостроительной, планировочной и другой), большой подготовки территории к использованию в своих интересах. Сначала надо территории привести в порядок, а потом уж привлекать на них представителей малого бизнеса. Иначе им невыгодно работать. Что он там будет продавать? А вот навести порядок на берегах, убрать мусор — это проблема вполне разрешимая и не требует никаких дополнительных сил и средств. Потому что у каждого квадратного метра столичной земли есть хозяин и ответственный за его уход и содержание. Хотя и тут в плане ответственности проблемы тоже есть. Для обустройства приречных территорий районной власти нужны специалисты. Правильно укрепить берега, установить современные очистные системы воды от загрязнений и мусора — дело людей знающих. Они должны быть в управленческом штате районов.
АЛЕКСЕЙ ШАПОШНИКОВ:
— Самая частая просьба мам с колясками, гуляющих по берегу реки, — обустроить в местах прогулки… туалет. Но при сегодняшнем организационном раскладе это не такая простая проблема. В одном случае ее может решить только управа района, в другом — руководство парка, в третьем — подразделение ГУП «Мосзеленхоз». Кто конкретно в этом районе и на этой речке? Такой ответ можно получить через портал «Активный гражданин». Причем не выходя на уровень городского правительства. Достаточно районному руководству запустить такой опрос, и результаты будут видны. Таким образом мы выявим, что необходимо сделать для оживления наших естественных водоемов.
АНАТОЛИЙ ЧИБРИКОВ:
— Желания жителей по обустройству территорий отдыха вдоль речек и ручьев, конечно же, надо учитывать. Можно и поднимать уровень воды, и создавать заводи, запруды для декоративного оформления. Но это должны делать специалисты, знающие характер данной речки или ручья, потому что возникнут вопросы по скорости течения, времени зарастания этих окультуренных водных площадей. Можно на речках строить и плотины. Но сначала надо разработать программу благоустройства, все просчитать и взвесить, чтобы потом не подтопить жилые кварталы (такой печальный опыт уже имеется). Жители города должны пожелать создать зону отдыха для пикников, спортивных развлечений. Но решать ее обустройство должны специалисты.
ОЛЬГА ГРИЦАН:
— На территории парков малый бизнес развивается. Но на тех условиях, которые диктует город. Потому что парки — собственность города. Капитальных объектов у нас нельзя возводить. Срок аренды земли — не более трех лет. Если правила использования парковых территорий будут как-то расширены, то он встроится и в эти правила.
ЕВГЕНИЯ СЕМУТНИКОВА:
— Когда я слышу предложение — «хочу, чтобы люди управляли речкой», то у меня сразу возникает желание, чтобы эту реку сразу передали из федеральной собственности (минуя региональную) в муниципальную. Сегодня такое пока невозможно сделать по закону. Водный кодекс Российской Федерации допускает такую форму, как субсидирование из федерального бюджета мероприятий по охране и рациональному использованию водных объектов. Это значит, что, разработав соответствующий проект, можно обратиться за выделением финансирования из федерального бюджета. На практике мы два раза пытались воспользоваться этой законодательной возможностью для оживления естественных столичных водоемов и оба раза потерпели неудачу: перечисляли на осуществление проектов какие-то крохи. Надо сначала освободить городские водоемы от законодательной паутины, которой их опутали за весь прошлый век, и потом уж приступать к наведению порядка на всех без исключения берегах.
АЛЕКСЕЙ ШАПОШНИКОВ:
— Прошедшим летом разгорелся спор: нужны или не нужны мангалы? Мнения разделились пополам: одним мешают дым и запах горелого мяса, другим не хватает общения на природе. Потому что нет возможности выехать на выходные за город. Они идут к воде. Климат у нас меняется.
Летом он становится все жарче. Горожане все больше спешат к прудам, озерам и речкам. Удобство общения с природой в городе — большая проблема. Ее решение зависит от лидеров общественности (депутатов разных уровней представительства, руководителей общественных организаций) и от районных и окружных чиновников.
«ВЕЧЕРКА»
— Как видите, облагородить естественный водоем в нашем городе оказалось делом непростым. Сами речки и ручьи нашего города являются федеральной собственностью. Каждый ротан и пескарь в них — персона государственного уровня. Правда, берега — наши, московские.
Но и они принадлежат многочисленным ведомствам, которые с величайшим трудом полу не отвечают за их культурное состояние: то денег на уборку не хватает, то полномочия не ясны. Это не шутка: естественные водоемы города опутаны густой сетью законов и постановлений, которые не позволяют москвичам просто так, по зову сердца «удочерить и усыновить» наши замечательные, когда-то чистые и полноводные речки, ручьи и родники. Как вызволить столичные речные жилы и артерии из этой законодательной и ведомственной паутины? На этот вопрос мы и предлагаем ответить москвичам при помощи информационного портала «Активный гражданин». Цель опроса — убедить правительство города разработать целевую программу по обустройству берегов наших водоемов ради благополучия горожан. Хотелось бы узнать и мнение представителей малого бизнеса по этой проблеме. «Вечерка» открыта для обсуждения самых необычных предложений о том, как можно использовать поймы речек и ручьев, пространства под мостами и эстакадами над водной гладью, море зеленых насаждений, окружающих водоемы.
СПРАВКА
«НЯНЬКИ» РЕЧКИ НИЩЕНКИ
— Земля на расстоянии 20 метров от уреза воды, вода и гады в ней принадлежат государству.
— За очистку воды от мусора отвечает ГУП «Мосводосток.
— За водяную живность и зеленые насаждения отвечает Департамент природопользования и охраны окружающей среды.
— За очистку 3-метровой полосы берега от уреза воды в городских парках отвечает ГУП «Мосводосток».
— За чистоту территории от 3-метровой зоны и далее в парках отвечает ГКУ «Мосгорпарк», а под мостами — БУ «Гормост».
— Вне парковой зоны за берега отвечает Департамент ЖКХиБ.
СОБРАЛИСЬ ПОЧИСТИТЬ РЕКУ? ЛЕГКО!
Группе активных жителей для начала нужно выяснить, в чью зону ответственности входит выбранный ими участок Необходимо обратиться в районную управу, где дадут информацию о том, кто несет ответственность за санитарное состояние окружающей территории Если объект не входит в сферу ответственности управы (а такое может быть), то следует выяснить, в чьем он ведении. Как правило, очисткой водной поверхности занимается Мосводосток, а прилегающая территория может относиться к разным структурам Когда разведка завершена, следует написать обращение на имя руководителя ответственной структуры и дождаться ответа
ОБ АВТОРЕ
Анатолий Сидоров — обозреватель «ВМ», специалист по проблемам ЖКХ города, стал инициатором акции по спасению естественных водоемов города.
Из книги «Вечерка 95. Перезагрузка»