9 января: «Воздействовать на психику московских граждан, привыкших руководствоваться только собственными желаниями»

Часто спорят, о том, какой должна быть социальная реклама. Имеет ли она право шокировать? Или от этого получается больше вреда, чем пользы? Споры эти возникли не вчера. 92 года назад, когда впервые задумались о том, что надо регулировать уличное движение, на улицах решили развесить шокирующие, бьющие по нервам плакаты. Идея понятна – среди москвичей было очень много малообразованных, неграмотных, вчера приехавших из деревни. Они могли воспринять только очень яркие и резкие сигналы. 9 января 1926 года «Вечерняя Москва» сообщила о проектах новых указателей, а спустя несколько дней вернулась к теме.

«СВЕТОВЫЕ УКАЗАТЕЛИ НА УЛИЦАХ МОСКВЫ: ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ

Все возрастающее из года в год уличное движение Москвы поставило на очередь вопрос об урегулировании его в целях борьбы с несчастными случаями. Постановлением Президиума Моссовета при МКХ* создан специальный отдел по урегулированию уличного движения**.

Заведующий этим отделом тов. Жуковский в беседе с нашим сотрудником сообщил следующее о мерах, намеченных к осуществлению в ближайшее время:

— В 50 самых оживленных пунктах Москвы, преимущественно на площадях и перекрестках, к концу января будут установлены специальные световые указатели, разъясняющие правила дорожного движения и предостерегающие неосторожных от тех опасностей, которые грозят им. Световые указатели в виде аллегорического изображения «смерти», кричащего арапа, «милицейского жезла», показывающего направление движения и проч. – заказаны в настоящее время ВХУТЕМАСу***. Установка их будет производиться на трамвайных мачтах, по левым сторонам угловых домов и т.п.

Все эти предупредительные надписи имеют целью воздействовать на психику московских граждан, привыкших руководствоваться только собственными желаниями****. Помимо этого отделом регулирования уличного движения в ближайшем будущем создается небольшой аппарат инспекторов по наблюдению за уличным движением, который будет работать в контакте с милицией…»

*МКХ – отдел коммунального хозяйства Моссовета в 1919 – 1929 годах.

** Отдел регулирования уличного движения (ОРУД) был создан 30 декабря 1925 года. Лишь спустя 7 лет, в 1932 году, функции учета ДТП были переданы милиции. 3 июля 1936 года была создана Государственная автомобильная инспекция – подразделение в структуре Главного управления рабочее-крестьянской милиции НКВД СССР. При этом ОРУД входил в состав ГАИ (как отдельное подразделение) вплоть до 1961 года. В поэме Сергея Михалкова «Дядя Степа — милиционер» (1954) есть строки: «Тут сотруднику ОРУДа/ Дядя Степа говорит:/ — Что, братишка, дело худо?/ Светофор-то не горит» .

*** ВХУТЕМАС (сокращение от Высшие художественные технические мастерские)- художественное учебное заведение, существовавшее в Москве в 1920 – 1926 годах. Его сотрудники и выпускники внесли большой вклад в создание визуальной культуры советского авангарда.

**** О том, как эти картинки «воздействовали на психику московских граждан», можно судить по заметке, опубликованной в «Вечерке» 14 января 1926 года. Газета получила несколько откликов по поводу плакатов – сугубо отрицательных. Один читатель высказал мнение, что «страшные рожи» и надписи «могут лишь содействовать увеличению подавленности непривычного пешехода и вызвать… утрату ориентировки. Приезжий из провинции, подросток, слабонервный – наглядевшись на эту «светящуюся смерть» и грозящее «задавят!» — впадет в ту именно растерянность, которая чаще всего приводит к несчастным случаям». Автор другого письма считал, что вокруг таких плакатов будут собираться зеваки, отчего на людных местах возникнут заторы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *