86 лет назад в Москве открылся необычный университет. Учиться в нем предстояло… дворникам, официантам и парикмахерам. Потому что в советской стране – самой передовой стране мира – работники обслуги должны были быть самые грамотные, самые просвещенные. Об этом сообщила «Вечерка» в номере от 6 января 1932 года. Тон заметки сегодня кажется слишком залихватски-приподнятым, но таким был стиль эпохи.
«УНИВЕРСИТЕТ ЧИСТОТЫ: ВЫСШАЯ НАУКА САНИТАРИИ – ДВОРНИКАМ, ПОВАРАМ И ПРОДАВЦАМ: 58 ТЫСЯЧ УЧАЩИХСЯ
Дворник, говорим мы, — центральная фигура в борьбе за благоустройство столицы. И это глубоко верно.
Но какой дворник?
Тот, что в фартуке и с метлой в руках.
Этот самый. Но не тот, к которому привыкла старая Москва.
Совсем другой. Культурный работник. Борец за чистоту. Человек, который знает, за что борется. И, главное – как бороться.
Метлой? Нет, не только метлой, но и знаниями. Мы говорим об университете для дворников. В руках советского дворника должны быть метла и книга.
*
В парикмахерской, дожидаясь очереди, вы читаете плакаты о санитарии и гигиене.
А читают ли их парикмахеры? Понимают ли? Соблюдают ли? <…>
Мы говорим об университете для парикмахеров.
*
В столовой официантки, накрывающие на стол и несущие обед, уборщицы, вытирающие стол и подметающие полы, повар, орудующий на кухне – все они отвечают за чистоту.
А знают ли они сущность санминимума в предприятиях общественного питания? <…>
Мы говорим об университете для официантов, уборщиц, поваров, хлебопеков, кондитеров.
*
В кооперативе на каждом шагу возникает вопрос, адресованный и санитарному врачу: можно ли держать мыло на одной полке с воблой? Бочка рассохлась, рассол вытек, как изменились пищевые свойства капусты? Не перевести ли ее во второй сорт? А вот эти сельди, может быть, надо забраковать, отослать обратно на базу?
Советская торговля – это культурная торговля. Значит, за прилавком должны стоять культурные работники, окончившие соответствующее учебное заведение.
Речь идет об университете для продавцов, зав. магазинами и прилавками, для кооперативного актива.
*
У себя дома мы охотно включаемся в очередную кампанию по очистке двора, подъездов, лестниц и коридоров.
Усердно пишем плакаты о брошенном не на месте окурке и вытекающих из этого последствиях.
Обклеиваемся надписями и призывами к чистоте, санитарии и гигиене.
А знаем ли мы об этой самой санитарии и гигиене именно то, что должны знать все, причисляющие себя к жактовскому активу*?
Скажите, сколько кубометров воздуха требуется человеку для дыхания в час на ночь? И сколько раз в день и по скольку минут должны вы открывать форточку в вашей комнате?
Ответьте, положа руку на сердце, что вы знаете о том, как микробы убиваются каким способом?
Не вы ли предостерегали всех друзей против прикуривания у незнакомых, так как кто-то сказал вам, что при этом можно заразиться гриппом?
Вам надо поступить в университет.
*
Что это за университет? Где он? Как называется?
Это – Московский городской рабочий санитарный университет.
Далеко ехать не придется. Отделения университета открываются в каждом районе Москвы. <…> Отделения-курсы должны пропускать в год до 58 тысяч человек.
Эти курсы краткосрочные.
*
В самом университете организуется несколько факультетов: массовой санитарно-оздоровительной работы на предприятиях и в быту, организации лечебно-профилактического дела, общественного питания, коммунального хозяйства, охматмлада**.
Слушателями университета могут быть все трудящиеся, ликвидировавшие свою неграмотность.
Занятия производятся без отрыва от производства. Курс факультета продолжается 215 месяцев. Это займет при занятиях два раза в пятидневку*** 6 – 7 месяцев.
Окончившие курс получают свидетельство об окончании, дающее им при прочих равных условиях преимущественные права занимать ряд должностей: общественным санитарным инспектором, инспектором питания и т.д., замещать средний персонал в диэтических столовых, яслях и других лечсанпроучреждениях.
Кончившие факультет пользуются правом поступать в медтехникумы.
Через факультеты предполагается пропускать 2 тысячи человек в год. <…>
При университете имеются стипендии для аспирантов, выдвиженцев из рабочей среды, окончивших университет и желающих работать в области санитарной культуры.
Не удивляйтесь поэтому, если в скором времени увидите в книжном магазине брошюру – «Культурное содержание двора», написанную бывшим дворником <…>
Начало занятий на факультетах с 25 января. Правление университета помещается на Мясницкой, 42.
В Германии инженеры, не могущие найти себе работы по специальности, идут в бани работать банщиками****.
Так снижается культура.
У нас банщики идут в университет, готовятся быть аспирантами и профессорами своей специальности.
Так растет культура.
Б. Юккс»
*Жакт – жилищно-арендное кооперативное товарищество (в 1924 – 1937 годах – объединение, арендовавшее жилые дома у местных Советов с целью предоставления жилой площади). Актив – группа добровольцев, занимающихся общественной работой.
** Сокращение от «охрана материнства и младенчества».
*** Пятидневка – единица календаря, возникшая после перехода на так называемое «непрерывное производство». С 1 октября 1929 года неделя стала состоять не из семи, а из пяти дней (четырех рабочих и одного выходного). Все рабочие были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный), и каждая группа имела свой собственный выходной. С 1 декабря 1931 года пятидневная неделя была заменена шестидневной (пять рабочих дней, один выходной). Странно, что через месяц после этого журналист упоминает «пятидневку». Возможно, к январю 1932 года переход еще не осуществился или к нему не успели привыкнуть. Возможна и такая версия – журналист обозначил этим словом группу из пяти собственно рабочих дней, от выходного до выходного. Возврат к обычной семидневной рабочей неделе (с одним выходным днем — воскресеньем) произошел только 26 июня 1940 года.
**** Германия в то время была охвачена тяжелым политическим и экономическим кризисом (его итогом стал приход в 1933 году Адольфа Гитлера к власти). Почти в каждом номере «Вечерней Москвы» тех лет бедственное положение в Германии противопоставлялось бодрой и созидательной жизни Советского Союза.