21 декабря 1998 года: «Андреевский мост меняет и место работы, и профессию»

Мост высотой с многоэтажный дом решили переместить на километр. Не разбирая – как есть. Задача непростая даже для богатой страны. А если экономика государства семь лет медленно-медленно поднималась из руин, а потом ее оглушил финансовый кризис? Понятно, каким амбициозным проектом в той ситуации было перемещение Андреевского моста. Эта статья была помещена в «Вечерней Москве» 21 декабря 1998 года, когда проект был только в разработке.

«ЗИМНИЙ ЗАПЛЫВ МОСТА-ВЕТЕРАНА

… Старый Андреевский мост уступает место новому и готовится к старту*. Он проплывет более километра вниз по течению Москвы-реки <…> Стальная громада – как есть, во весь рост – сдвинется с места. <…> Серповидная дуга моста высотой с многоэтажный дом и весом в 2 тысячи тонн поплывет на баржах вдоль Нескучного сада. На новом месте мост-ветеран соединит Центральный парк с Фрунзенской набережной. <…>

У Москвы солидный опыт передвижки домов на десятки метров**. Само здание столичной мэрии на Тверской, 13 полвека назад*** отодвинули от проезжей части. Но чтобы большой мост в неразобранном виде отправился в путь более чем на 1000 метров… Такого не было.

Старый Андреевский мост меняет и место работы, и профессию. Около 100 лет служил Малой окружной железной дороге – две стальные колеи, два тротуара по бокам. Теперь будет всецело пешеходным. Его оденет застекленная всепогодная галерея. Она – прорыв их урбанистической замкнутости к пространственной свободе. С высоты Андреевского откроется широкий обзор парка, реки, набережных, центра города. Это будет второй застекленный мост через Москву-реку после недавно построенного моста Кутузовский проспект – Сити. <…>

Две арки моста – единая конструкция, не подлежащая разборке. Все ее элементы соединены на заклепках. А специалистов-клепальщиков сейчас можно найти только среди пенсионеров. Профессия ушла в историю. Поэтому по проекту головного института Гипротрансмост вся конструкция перевозится целиком. <…>

Москва-река сузилась. Самосвалы и бульдозеры с двух берегов насыпали землеплотины. Вода с обломками льда идет в проран****. Все это похоже на строительство ГЭС. Но…

– Река здесь на 70 метров шире, чем на прежнем месте, – объясняет [начальник строительства пешеходного моста Николай] Бутов. – Главный пролет моста в 135 метров не может шагнуть с берега на берег, как было раньше. Поэтому мост войдет в реку – опоры будут вырастать прямо из воды <…>

Невооруженным глазом видно – мост переезжает с высоких берегов на низкие. Это существенно! Здесь он сможет лучше «себя показать» <…> Мост-реликт в конечном счете свяжет Комсомольский проспект с Ленинским <…> Кратчайший путь свяжет Хамовники и Шаболовку <…> Вторая очередь – большой объем работ по корректному «вживлению» моста в ландшафт парка. <…> будет сооружена»

*Ради строительства Третьего транспортного колица, проходившего параллельно трассе Малого кольца МЖД, потребовалось проложить вблизи старого Андреевского моста два новых: автомобильный (не менее восьми полос) и железнодорожный. Арку пешеходного моста переместили на трех баржах 22 мая 1999 года. Переезд занял всего полтора часа. На старом месте выстроили Андреевский автомобильный мост и Андреевский железнодорожный мост. Перемещенный мост получил название Пушкинского, однако его часто называют по старинке Андреевским.

**Во время реконструкции Москвы, начавшейся в 1935 году, для расширения магистральных улиц некоторые здания передвинули вглубь кварталов. Среди них – дома №№ 13, 18, 24 по улице Горького (ныне, соответственно, дома 13, 18Б и 6, стр. 6 по Тверской), № 77 по улице Осипенко (ныне Садовнической), №5/16 по улице Серафимовича, №24 по Люсиновской улице, №7 по переулку Садовских, №3 по Камергерскому переулку. В 1958 году переместили два здания научных институтов на Комсомольском проспекте (сейчас это 42, стр. 2 и 42, стр. 3). Перемещение проводилось настолько плавно, что жильцы зачастую не замечали начала движения, в организациях работа не прекращалась. В домах продолжали действовать телефон, электричество, радио, водопровод, канализация.

***Здание Моссовета (сейчас – мэрии) на улице Горького (ныне Тверской), 13, передвинули в 1940 году. Расстояние в 13,6 метров преодолели за 41 минуту.

**** Проран – свободная, не перекрытая часть речного русла.

На снимке:  операция по сплаву по Москве-реке одного из архитектурных памятников столицы — Андреевского моста. Автор фото: Роман Денисов/ИТАР-ТАСС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *