22 марта: «Советская реклама – это первая в мире честная реклама»

Реклама в СССР. Для одних может стать открытием, что она тогда вообще существовала. Другие вспомнят самые известные, задержавшиеся в памяти потомков слоганы – «Нигде кроме, как в Моссельпроме» (это 1923 год, нэп, время относительно конкурентной экономики) и «Летайте самолетами Аэрофлота!» (это уже сытые 1970-е годы, когда у людей скопилось много денег). А вот о том, что было между этими периодами, почти никто не знает. Заметка, опубликованная ровно 80 лет назад – 22 марта 1938 года – рассказывает о советской рекламе конца 1930-х годов. Это был период, про который Сталин афористично выразился в 1935 году – «Жить стало лучше, жить стало веселее», краткий благополучный промежуток между суровыми годами карточной системы и войной. Реклама тогда действительно развивалась, последняя полоса «Вечерней Москвы» была занята ею почти полностью. В качестве иллюстрации мы приводим фрагмент из последней полосы того самого номера, в котором статья была опубликована.

«ВЫСТАВКА РЕКЛАМЫ

С миниатюрной скамейки навстречу посетителям поднимается механический человек-робот. Он удил рыбу, но, завидев гостей, «вспомнил» о цели своего пребывания здесь.

— Здравствуйте! – говорит он, вежливо кланяясь и гостеприимно разводя руками. Я сам старый рыболов, рекламный работник Главрыбы. Я сейчас расскажу вам о некоторых сортах нашей продукции…

Человек очень подвижный, его туловище, состоящее из огромной банки из-под сардинок, наклоняется и выпрямляется, вся его речь сопровождается уморительными жестами.

Рыболов-робот – один из самых удачных экспонатов выставки рекламы, организованной в помещении Всесоюзной торговой палаты.

Это первая Всесоюзная выставка советской рекламы. <…>

На Западе и в особенности в Америке реклама <…> часто превращается в средство явного обмана покупателя <…> Все это невозможно в советских условиях. Советская реклама – это первая в мире честная реклама <…>

На гигантском фотографическом панно – панорама города с птичьего полета. Над городом летит самолет. По ветру развевается хвост из листовок. Они плавно опускаются на крыши домов, на улицы. Прохожие поднимают листовки. Листовки рассказывают о выгодах государственного страхования. Это – реклама Госстраха.

Затемненная витрина. Приближаясь к ней, прохожий пересекает луч фотоэлемента. Включается реле, и витрина освещается множеством огней. Таким же образом автоматически приводятся в движение манекены, демонстрирующие платья.

По стене бежит маленький электрический человечек. Он энергично размахивает большими консервными банками. Это – «рекламный работник» Консервтреста.

Обыкновенное зеркало. Оно может висеть в фойе театра, в вестибюле отеля. Вы подходите, чтобы взглянуть на себя, и вдруг на зеркале возникают цветные рисунки: банка варенья, головка сыра, бутылка вина. Зеркало «работает» для магазинов «Гастроном».

Но все эти новые виды рекламы внедряются слишком медленно. В основном реклама, как и прежде, основывается на испытанных годами методах – плакатах, листовках <…>

Специальный отдел выставки посвящен рекламному браку. Здесь собрано много того, к чему мы слишком терпеливо относимся в быту.

Какая-то лубочная девушка с распущенными волосами предлагает с этикетки вежеталь «Перуин». Консервная этикетка «Курица по-армавирски» украшена «батальной» сценой погони за оной курицей… А вот брак покрупнее: витрина ленинградского Дома торговли. Полураздетые баядерки в два человеческих роста выпархивают из волн шелка. Впрочем, за примерами не надо ездить в Ленинград. Вот витрина магазина Главтабака на Арбате. В ней – «Матрешки», уродливо подвешенные на парашютах. Что это должно означать и какое это имеет отношение к рекламируемым папиросам?.. <…>

Выставка полезна также тем, что наглядно показывает, как много еще предстоит потрудиться работникам советской рекламы. В этой трудной работе им можно пожелать больше изобретательности, выдумки.

Н. Лабковский»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *