18 марта: ««Станколит» вот уже десять лет «бомбардирует» покупателя тяжеленными… утюгами»

Фото: 5 октября 1970 г. Мастер участка ширпотреба орловского завода «Текмаш» В. Акатьев осматривает готовые контейнеры для хлеба. Рабинович Исаак/Фотохроника ТАСС 

 

Эта статья вышла ровно 63 года назад – 18 марта 1965 года. Она посвящена одной из проблем советского общества – неповоротливости плановой экономики. Эта неповоротливость была одной из причин знаменитого советского дефицита, а накопившееся недовольство населения из-за дефицита, в свою очередь, стало одной из причин краха советского строя.

«КОГДА ЖЕ ГРУППА «А» СКАЖЕТ «Б»? ВНИМАНИЮ МОСГОРСОВНАРХОЗА

Давно отошли в прошлое те времена, когда слово «ширпотреб» звучало почти так же, как слово «дефицит». Зайдите сегодня в любой промтоварный магазин. Ткани и бытовые электроприборы, мебель и обувь, изделия из пластмасс и одежда – всем этим товарам порой даже тесно на прилавках и в витринах. И все же нынешний покупатель, разборчивый и требовательный, не всегда уносит из торгового зала нужную ему вещь.

Почему же так происходит?

Значительную часть изделий бытового, культурного назначения и хозяйственного обихода производят предприятия легкой промышленности или, как их называют, предприятия группы «Б». Но они еще не могут полностью удовлетворить спрос населения ни по количеству товаров, ни по их ассортименту. Поэтому естественно, что в системе Мосгорсовнархоза, например, на выпуске ширпотреба специализируются многие участки и заводов группы «А», т.е. тяжелой промышленности. Они должны поставлять в торговую сеть холодильники, стиральные машины, пылесосы, магнитофоны, телевизоры, часы, посуду, игрушки. Должны – и поставляют.

Однако многие заводы, которые могли бы наладить выпуск товаров народного потребления, не спешат прийти на помощь легкой промышленности, а другие производят зачастую устаревшие изделия, не расширяют их ассортимент.

Посудите сами. Три четверти предприятий Управлений черной и цветной металлургии Мосгорсовнархоза вообще не занимаются этим важным делом. То же можно сказать о таких химических заводах, как Дербеневский, Кусковский, Бутырский, резинотехнических изделий №2. И это в то время, когда чудесница-химия властно входит в быт, когда спрос на химические товары растет не по дням, а по часам.

Некоторые машиностроительные предприятия многие годы «по инерции» снабжают магазины самыми примитивными изделиями. На станкостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе вот уже девять лет делают детскую игрушку «металлофон». Завод шлифовальных станков восемь лет выпускал ручную столярную ножовку (кстати сказать, очень низкого качества). Когда же торгующие организации отказались заключить договор на пресловутые ножовки и потребовали освоить производство нового дверного замка, на заводе решили выпускать… настенные вешалки. Неважно, что спрос на них ограничен, зато хлопот меньше. «Станколит» вот уже 10 лет «бомбардирует» покупателя тяжеленными наплитными утюгами. <…>

Пренебрежительное отношение к выпуску ширпотреба на московских заводах группы «А» тем более неоправданно, что предприятия теперь материально заинтересованы в производстве этой продукции: часть дохода от выпуска товаров народного потребления выплачивается в виде премий. <…> Все заводы тяжелой промышленности Москвы должны не только выпускать изделия ширпотреба, но и год от года расширять их ассортимент, улучшать качество.

П. Скворцов,

инженер»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *